I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основании федерального
закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа
Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
Данная программа имеет художественную направленность и соответствует
физкультурно-спортивному профилю программ дополнительного образования детей. В основу
деятельности объединения положена работа педагога по воспитанию творческой
социально-адаптированной личности. Она базируется на воспитании позитивной самооценки
обучающихся.
Программа носит вариативный характер и может
материально-технической базы, возрастных особенностей
подготовленности ребят.
корректироваться с учетом
обучающихся, практической
1.2. Актуальность программы заключается в том что автором используется новое решение
проблем дополнительного образования, т.е. обучение детей цирковому искусству, построено на
комплексном освоении различных видов и творчества, и спорта. Так же, новизна данной
программы заключается в использовании педагогом в полном объеме специфики современного
циркового искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры и танца,
музыки, акробатики, пантомимы, клоунады и трюковыми элементами. На третьем году
обучения, воспитанники получают знания (начального уровня) по теории композиции
постановки танца; освоят методику и овладеют приёмами создания циркового номера;
сформируют практические навыки постановочной и репетиционной работы. В настоящее время
проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни очень актуальна. В условиях
технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей. А детям для
нормального роста и развития требуется от 4 до 6 часов энергичной физической активности.
Оптимальная физическая нагрузка способствует психологическому здоровью личности,
помогает эмоционально «разрядиться», то есть избавиться от стресса, накопленного в течение
дня. Регулярное выполнение физических упражнений даёт заряд энергии и улучшает настроение,
что способствует увеличению работоспособности. Применение полученных знаний, умений и
навыков данного вида творчества в повседневной деятельности мотивирует детей и подростков
на создание индивидуального творческого продукта (номера). Используемые формы, методы и
средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей и
подростков.
1.3. Отличительные особенности программы.
Состоят в том, что помимо физкультурно-спортивной направленности в программу включены
элементы художественно - эстетического направления. Занятия хореографией являются
неотъемлемой частью и тесно взаимосвязаны с цирковыми жанрами. Хореографическая
подготовка в цирке базируется главным образом на классической основе. В данном
методическом материале особое внимание уделяется социализации личности в коллективе.
Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной
активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности,
необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной устойчивости,
самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной
самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной
культуры. В программе используется модульный принцип построения и новое решение проблем
дополнительного образования, т.е. обучение детей - построено на комплексном освоении
различных видов творчества (музыки, танца, эстрады, театра и цирка).
Цирковой репертуар постоянно обновляется и расширяется новыми постановками.
Репертуар может подбираться и варьироваться в соответствии с составом коллектива и
тематикой предстоящих выступлений.
Является базовой, общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира
ребят, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих
способностей и эстетического вкуса. По целевой установке программа является образовательной
(знания, умения и навыки не только усваиваются детьми, но и активно используются в их
жизнедеятельности).
В процессе работы обучающиеся закрепляют и развивают умения пользоваться
различными инструментами и приспособлениями. По целеобеспечению программа является
общеразвивающей.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству,
добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Данная
адаптированная программа, помимо хорошо известных базовых принципов педагогики и
дидактики, направлена на: - целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной,
волевой и деятельностной составляющих личности; - воспитание и обучение в совместной
деятельности педагога и ребёнка; - доступность совершенствования форм и методов
педагогического процесса и соответствие возрастным особенностям детей; - последовательность
и систематичности изложения; опирается на такие принципы, как: - принцип сбалансированного
сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; - оптимального сочетания
индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса.
1.5. Цель программы.
Познакомить воспитанников с разнообразием жанров циркового искусства и максимально
раскрыть творческие способности, а также помощь ребенку в процессе самопознания и
саморазвития; приобщить к миру культуры цирка, через создание и постановку цирковых
номеров и театрализованных представлений.
1.6. Задачи программы.
Образовательные:
-познакомить воспитанников детского объединения с некоторыми теоретическими
основами цирковой культуры и с основными цирковыми жанрами;
-познакомить с основами актёрского мастерства, классического танца и научить ритмично
двигаться под музыку;
-обучить основным элементам акробатики, жонглирования и эквилибристики;
-научить основным цирковыми терминами и правилам техники безопасности при
выполнении отдельных трюков и упражнений;
-научить воспитанников ставить цель и решать творческие задачи в процессе работы над
индивидуальными и коллективными проектами.
-научить воспитанников самостоятельно ставить номера (композиция постановки
цирковых номеров).
Развивающие:
-способствовать развитию творческих способностей воспитанников и привить
исполнительские качества – артистизм и эмоциональность;
-развивать способности анализировать свою деятельность. приобщить к здоровому образу
жизни и укрепить у воспитанников физическое здоровье (развитие координации, правильной
осанки, пластики, выносливости).
-формировать у воспитанников уверенность в себе, стремление преодолевать собственную
скованность и закомплексованность;
-развить умение работать в команде, способность к совместной творческой деятельности,
сформировать умение ставить цели и достигать их.
Воспитательные:
-воспитывать смелость, решимость, активность, целеустремлённость, настойчивость,
упорство, выдержку, терпение и волю, а также трудолюбие, аккуратность, усидчивость и умение
довести начатое дело до конца;
-воспитать эстетический вкус, культуру общения с окружающими и культуру поведения на
сцене во время выступления;
- воспитать уважительное отношение к традициям коллектива;
-воспитать художественный вкус, умение гармонично сочетать свой образ и стиль с
творческим номером (проектом).
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам) 8 - 16 лет. Условия
набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских
противопоказаний). Степень предварительной спортивной подготовки не требуется.
1.8. Формы занятий:
Для реализации программы используются формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями
организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии
желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных
техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические
знания).
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
Программа рассчитана на 3 года: 1 года обучения: 144 часа в год, 2 года обучения: 216 часа в год, 3
года обучения: 216 часов в год.
2.2. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года:
-первый год обучения — 12 человек;
-второй год обучения — 10-12 человек;
-третий год обучения — 8-12 человек.
2.3. Режим занятий
Занятия групп 1_года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю
(144 часа в год). Занятия групп 2 года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, т.е.
6 часа в неделю (216 часа в год). Занятия групп 3 года обучения проводятся 3 раза в
неделю по 2 часа, т.е. 6 часов неделю (216 часов в год).
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:
-познакомятся с некоторыми теоретическими основами цирковой культуры и с
основными цирковыми жанрами;
-познакомятся с основами классического танца, научатся ритмично двигаться под
музыку и овладеют основами актёрского мастерства;
-обучатся основным элементам акробатики, жонглирования и эквилибристики;
-научатся основным цирковыми терминами и правилам техники безопасности при
выполнении отдельных трюков и упражнений;
-научатся ставить цель и решать творческие задачи в процессе работы над
индивидуальными и коллективными проектами;
-научатся самостоятельно ставить номера (композиция постановки цирковых
номеров).
-разовьют творческие способности и привьют исполнительские качества –
артистизм и эмоциональность;
-разовьют способности анализировать свою деятельность. приобщатся к здоровому
образу жизни и укрепят физическое здоровье (развитие координации, правильной
осанки, пластики, выносливости).
-сформируют уверенность в себе, стремление преодолевать собственную
скованность и закомплексованность;
-разовьют умение работать в команде, способность к совместной творческой
деятельности, сформируют умение ставить цели и достигать их;
Результаты освоения программы:
-знания основных жанров циркового искусства;
- знание и соблюдение техники безопасности на тренировках и выступлениях;
-владение своим телом;
-правильное выполнение основных акробатических элементов;
-умение оценивать физическое состояние и регулировать его в процессе
тренировочной деятельности;
-участие коллектива в городских конкурсах и фестивалях;
-создание самостоятельной концертной программы;
- владение жанрами;
-сформированность сценической культуры в результате активной концертной
деятельности.
3.2. Способы и формы проверки результатов
-анализ выполнения самостоятельных творческих заданий;
-проведение психолого-педагогических исследований и диагностики;
-анкетирование родителей;
-открытое занятие.
Так же, педагогом систематически проводится диагностика, направленная на
выявление степени освоения образовательной программы каждым представителем
коллектива (ведение сводной таблицы наблюдения). Диагностика проводится в начале,
середине и конце учебного года, что позволяет педагогу находить наиболее эффективные
формы взаимодействия с детским коллективом и каждым ребенком в отдельности.
Формы контроля качества: образовательного процесса и его результатов: 1.
Вводный контроль (тестирование, диагностическое тестирование). 2. Промежуточный
контроль (проводится в конце 1-го и 2-го полугодия - в декабре – контрольное занятие,
выступление, конкурс). 3. Итоговый контроль (апрель-май).
Виды аттестации учащихся: Промежуточная: (середина учебного года, декабрь –
январь). Тесты на общую физическую подготовку:
1. Определяет выносливость сердечнососудистой системы - подсчёт пульса после
3-х минут аэробной нагрузки. Подсчет пульса до и после занятий.
2. Тест на гибкость (поясничная область). Складка в положении сидя.
3. Определяет силу мышц брюшного пресса. Поднимание туловища из положения
лёжа на спине, ноги согнуты под прямым углом, стопы на полу, выполнить максимальное
количество раз за минуту.
4. Определяет силу мышц груди и плечевого пояса - отжимание из упора на коленях
или из упора лёжа
Итоговая: 1-й год обучения. Выполнение контрольных упражнений, демонстрация
освоенных комплексов упражнений.
Итоговая: 2-й год обучения. Выполнение контрольных упражнений, демонстрация
освоенных комплексов упражнений.
Итоговая: 3-й год обучения. Выполнение контрольных упражнений, демонстрация
освоенных комплексов упражнений. Самостоятельная творческая работа по составлению
индивидуального номера.
Контрольные упражнения для развития силы, выносливости,
ловкости и гибкости
К концу первого года обучения.
№
п
1.
2.
3.
4.
Упражнение
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Поднимание прямых ног лежа на спине
Приседания на одной ноге способом «пистолет»
Поднимание туловища и ног одновременно, из и. п. лежа на
спине «углом»
5. «Мост» из положения лежа
6. Шпагат на «свою» ногу
7. Упражнения на равновесие
8. Комплекс упражнений с «катушкой»
Дозировка
15-20 раз
25-30 раз
6-8 раз
10-15 раз
V
V
V
V
9. Переворот боком («колесо»)
10. Жонглирование мячами: 3 мяча, методом «крест»
11. Жонглирование кольцами: 3 кольца методом «крест»
12. Акробатические упражнения в парах без подъема партнера
13. Стойка на руках со страховкой у стенки
14. Хождение на ходулях: диагональ, повороты
К концу второго года обучения.
№
Упражнение
п
1.
2.
3.
4.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Поднимание прямых ног лежа на спине
Приседания на одной ноге способом «пистолет»
Поднимание туловища и ног одновременно, из и. п. лежа на
спине «углом»
«Мост» из положения стоя
Шпагат на правую и левую ногу
Упражнения на равновесие
Комплекс упражнений с «катушкой»
Переворот вперёд с разбега
Перекидка назад на предплечьях
Комплекс упражнений с кольцами.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. Акробатические упражнения в тройках без подъема партнера
13. Стойка на руках без страховкой у стенки
14. Комплекс упражнений с тростью
15. Моноцикл: катание с поддержкой
16. Комплекс упражнений на скакалке
17. Жонглирование мячами: 3 мяча методом «корзинка»,
«каскад»
18. Жонглирование кольцами: методом «крест»
19. Жонглирование булавами: 3 булавы методом «крест»
20. Знание базовых элементов акробатики и их выполнение в
связке
V
V
V
V
V
V
Дозировка
20-25 раз
30-35 раз
8-10 раз
15-20 раз
V
V
V
V
V
V
V
V
V
V
V
6-7 раз
15-20 раз
V
V
3 минуты
К концу третьего года обучения.
№
п
1.
2.
3.
4.
Упражнение
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Поднимание прямых ног лежа на спине
Приседания на одной ноге способом «пистолет»
Поднимание туловища и ног одновременно, из и .п. лежа на
спине «углом»
5. «Мост» из положения стоя с подъёмом
6. Шпагат на правую, левую ногу и поперечный
7. Упражнения на равновесие
Дозировка
25-30 раз
30-35 раз
8-10 раз
15-20 раз
V
V
V
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Комплекс упражнений с «катушкой»
Перекидка вперёд на одну ногу
Перекидка назад
«Рондат» с места, с разбега
Акробатические упражнения в парах и тройках с подъемом
партнера
Стойка на руках без страховки
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Поднимание прямых ног лежа на спине
Парное жонглирование кольцами методом «каскад» и
«крест»
Перекидка накрест кольцами
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
V
20-25 раз
25-30 раз
Задняя перекидка кольцами
Моноцикл: катание без поддержки - назад, диагональ, круг
Кульбит из стойки на руках
Знание базовых элементов акробатики и их выполнение в
связке
II.
№
V
V
V
V
V
V
V
V
5 минут
ы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Наименование разделов и
Количество часов
Формы контроля
тем
Теория Практика Всего
Вводное занятие
2
Фронтальный
2
2
4
Введение в театральную
6
контроль учащихся.
деятельность Основы
Индивидуальный
цирковой культуры
опрос учащихся.
2
4
Основы театрального
Входящая
6
мастерства
диагностика.
Музыка и ритм
2
6
Практическая
8
работа.
Текущая
Сценическая пластика
2
4
6
форма контроля.
Классическая хореография
2
6
8
Проведение
Общая физическая подготовка 1
13
14
выставки.
Специальная физическая
1
13
14
Индивидуальный
подготовка
устный контроль.
1
11
Фронтальный
Акробатика
12
контроль учащихся.
Оригинальные цирковые
жанры
11
2
8
10
2
8
10
12
Жонглирование
Ходули
2
6
8
13
Хула-хупы
1
5
6
Практическая
работа.
Текущая форма
контроля.
Анализ
выполненных работ.
14
15
16
17
18
Эквилибристика на «катушке»
Репетиционно- постановочная 2
работа
Концертная деятельность
1
2
Защита творческих
20
9
-
22
работ.
10
Индивидуальный
устный контроль.
Индивидуальный
опрос учащихся.
Промежуточная
диагностика.
Итоговое занятие
2
Итого
144
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие
Теория:
Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения на занятии. Расписание. План работы творческого объединения на год.
Организация рабочего места. Форма одежды и внешний вид.
Практика:
Знакомство с коллективом. Игры на сплочение коллектива. Упражнения на снятие
мышечного напряжения и свободу движения. Тестирование (просмотр воспитанников, с
целью выявления их физиологических данных и физической подготовки на начало учебного
года).
Введение в театральную деятельность.
Основы цирковой культуры
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Основы цирковой культуры».
Основные жанры циркового искусства, классификация жанров, сочетание жанров.
Особенности работы детского циркового объединения.
Особенности цирковой терминологии. Особенности организации работы театра и цирка.
Понятие о театральных и цирковых профессиях (актёр, артист цирка, режиссёр, художник,
костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Правила поведения в театре и цирке.
Основы актёрского мастерства
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Основы театрального мастерства». Виды театра, их
отличительные особенности.
Установочная схема «Я - зритель. Я - актер. Я - образ».
Понятие «Этюд»», схема построения этюда.
Понятие «Мышечного контролера». Понятие о зрительном, слуховом, осязательном
внимании. Групповое внимание. Публичное одиночество. Внимание - элемент сценической
игры. Произвольное и непроизвольное внимание. Объекты внимания. Сценическое
воображение. Сценическое внимание. Понятие «внутреннего зрения».
Практика:
Упражнения на снятие мышечного напряжения, свободу движения, освоение сценического
пространства.
Физические упражнения на выработку умения ощущать работу мышц и подчинять ее своей
воле.
Музыка и ритм
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Музыка и ритм». Взаимосвязь музыки,
хореографии и цирка.
Ознакомление с различными направлениями в музыке (классическое, народное, эстрадное и
т.д.).
Ознакомление с различными темпами музыки. Ознакомление с разнообразными
музыкальными композициями: быстрыми, медленными, ритмичными и плавными.
Музыкальный размер.
Практика:
Изучение и отработка движений в соответствии с характером музыки.
Выполнение упражнений для развития чувства ритма.
Выполнение танцевальных комбинаций под счет и музыкальное сопровождение.
Упражнения на развитие чувства ритма (музыкальные размеры:1/2,1/3,1/4).
Выполнение простейших ритмических рисунков.
Ходьба под музыку с хлопком на сильную долю. Акцентировка на сильную долю такта в
шагах и других танцевальных комбинаций. Отработка умения исполнять танцевальные
композиции одновременно в один ритм. Отработка умения двигаться не только в такт
музыке, но и из- за такта.
Сценическая пластика. Классическая хореография
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Классическая хореография».
Хореографическое искусство и его особенности. История классического танца.
Оздоровительный момент экзерсиса (развитие выносливости, физических данных и
исправление физических недостатков).
Практика:
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов.
Упражнения для контроля и формирования осанки, укрепления мышц ног и рук.
Изучение и отработка основных позиций рук и ног в классическом танце.
Выполнение упражнений у станка. Постановка корпуса.
Изучение и отработка классических упражнений: плие, гранд-плие, батман-тандю-жете,
гранд-батман, ронд-де-жамб, пар тэр, пор-де-бра и т.п. и их простых комбинаций в
медленном темпе.
Общая физическая подготовка
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «ОФП».
Общее понятия: строй, шеренга, колонна; дистанция, интервал; предварительные и
исполнительные части команд; основная стойка. Основная терминология по предмету.
Выполнение базовых упражнений. Укрепление основных групп мышц.
Развитие физических качеств.
Практика:
Разминка (с нее начинается каждое групповое занятие): ходьба на носках, высоко поднимая
согнутую ногу, «скрестный» шаг. Бег: обычный, на носках, высоко поднимая ногу (колени), с
захлёстом голени назад, с прямыми ногами вперед, назад.
Прыжки: на двух ногах и поочередно, приставными шагами. Упражнения: сгибание и
разгибание туловища, касаясь ногами за головой на большее количество раз; то же, но ноги
закреплены; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руки на скамейке; поднимание
согнутых ног в висе на гимнастической стенке, касаясь коленями подбородка на большее
количество раз.
Упражнения на развитие мышц ног: приседания на носках и полной стопе; выпады вперед, в
сторону; поднимание ноги вперед, в сторону, назад на максимальную высоту; удержание
поднятой ноги как можно дольше.
Упражнения на развитие силы брюшного пресса: поднимание прямых ног в висе на 90° на
большее количество раз;
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (руки на полу).
Упражнения на развитие силы: поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке с
касанием ногами перекладины в месте хвата руками на большее количество раз;
подтягивание в висе на гимнастической стенке на большее количество раз;
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу на большее количество раз.
Отработка правильного и четкого исполнения вышеперечисленных команд.
Специальная физическая подготовка
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «СФП».
Отличия общей физической подготовки от специальной физической подготовки. Основная
терминология по предмету. Виды гибкости, плавность движений, свобода движений,
амплитуда. Сокращение мышц, мышцы груди мышцы спины, мышцы живота. Мышечная
сила, мышцы рук, укрепление мышц, изометрия, отжимания. Икроножные
мышцы, голеностопный сустав, ахиллово сухожилие, сила, ловкость, быстрота гибкость,
выносливость.
Работа с реквизитом.
Методика выполнения упражнений с мячом и скакалкой.
Практика:
Объяснение и показ выполнения упражнений.
Варианты выполнения упражнений: «Складка» -наклон вперед сидя, ноги вместе, касаясь
грудью колен; наклон вперед сидя, ноги врозь (широко), касаясь грудью пола; «шпагат»
правый, левый, прямой; стойка «мост» из положения лежа и стоя. Равновесие «ласточка».
Упражнение с мячом. Игры с мячом.
Упражнение со скакалкой «Кто больше раз прыгнет через большую скакалку». Игры со
скакалкой.
Акробатика
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Акробатика». Основная терминология по
предмету.
Техника безопасности на занятиях по акробатике.
Понятия: стойка на лопатках, стойка на голове, перекаты в группировке вперед и назад,
кувырок вперед, кувырок назад, длинный кувырок вперед. «Колесо» с положения стоя.
Парная акробатика, прыжковая акробатика.
Практика:
Отработка правильного и точного исполнения акробатических упражнений и соединение их в
несложные композиции. Акробатические упражнения в парах без подъема партнера.
Оригинальные цирковые жанры
Жонглирование
Ходули
Хула-хуп
Эквилибристика на «Катушке»
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Оригинальные цирковые жанры». Основная
терминология по предмету.
Понятие цирковой реквизит.
Постановка рук, основная стойка жонглёра, традиционные предметы жонглирования,
нетрадиционные предметы жонглирования.
Понятие - парное жонглирование.
Техника жонглирования 3-мя кольцами методом «крест», двумя кольцами в одной руке, 3-мя
булавами методом «крест»,3-мя мячами методом «каскад».
Практика:
Показ разных методов жонглирования мячами, кольцами и булавами. Отработка техники
классического жонглирования: один мяч подбрасывать вверх и ловить этой же рукой; один
мяч подбрасывать из правой руки в левую и наоборот, сохраняя при этом одинаковую
траекторию полета мяча; два мяча подбрасывать двумя руками вверх и ловить синхронно; два
мяча жонглировать двумя руками методом «каскад»; два мяча подбрасывать на крест
попеременно правой и левой рукой, меняя при этом местами мячи;
три мяча жонглировать методом «крест»; три мяча жонглировать методом «каскад»;
два кольца подбрасывать в одной руке поочередно; два кольца подбрасывать на крест, три
кольца методом «крест».
одну булаву подбрасывать таким же образом из правой руки в левую и наоборот;
две булавы подбрасывать на крест; перекидки в парах (2-3 предмета).
Репетиционно-постановочная работа
Теория:
Техника безопасности. Правила поведения репетиции.
Просмотры и анализ видеозаписей репетиций.
Практика:
Отработка движений и комбинаций до правильного исполнения номера. Отработка манеры
исполнения постановки. Репетиция сольных и коллективных номеров.
Сводные репетиции концертов, творческих отчетов и праздниках. Подготовка номера к
показу зрителям.
Концертная деятельность
Теория:
Правила поведения на концертной площадке и за кулисами. Техника безопасности. Просмотр
и анализ видеозаписей выступлений. Практика:Участие в Новогоднем школьном концерте,
праздничном концерте «Международный женский день» и т.п. (по плану).
Участие в районных мероприятиях (по плану).
Итоговое занятие
Теория:
Анализ работы детского объединения за год.
Практика: Открытое занятие. Отчётный концерт.
Награждение воспитанников детского творческого объединения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
1
2
3
Наименование разделов и
тем
Вводное занятие
Грим-визаж
Формы контроля
Фронтальный
контроль учащихся.
Индивидуальный
Актёрское мастерство
4
5
Количество часов
Теория Практика Всего
1
1
2
2
8
10
Классическая хореография
Специальная физическая
4
2
2
10
12
12
14
опрос учащихся.
14
14
Входящая
диагностика.
Практическая
работа. Текущая
6
7
подготовка
Акробатика
2
14
20
60
22
74
2
2
2
2
2
12
8
8
8
8
14
10
10
10
10
Оригинальные цирковые
жанры
Жонглирование
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Ходули
Хула-хупы
Эквилибристика на «катушке»
Трость
Моноцикл
Групповая скакалка
Пантомима
Репетиционно- постановочная
работа
Концертная деятельность
форма контроля.
Проведение
выставки.
Индивидуальный
устный контроль.
Фронтальный
контроль учащихся.
Фронтальный
контроль учащихся.
Практическая
работа.
Текущая форма
контроля.
Индивидуальный
устный контроль.
2
2
2
8
8
12
10
10
14
4
26
30
2
18
20
Фронтальный
контроль учащихся.
Текущая форма
контроля.
Фронтальный
17
Итоговое занятие
1
1
Итого
36
180
2
контроль учащихся.
216
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Вводное занятие
Теория
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии. Расписание. План
работы творческого объединения на год. Организация рабочего места.
Практика:Игры на сплочение коллектива. Упражнения на снятие мышечного напряжения и
свободу движения.
Грим-визаж
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Грим-визаж».
Визаж - искусство украшения и оформления лица и тела.
История возникновения грима.
Анатомические основы грима.
Применение грима в театральном искусстве.
Роль образного грима.
Театральная косметика. Ее назначение, атрибуты.
Волосяные изделия. Роль, виды волосяных изделий, классификация (парики, бороды и т. д.)
Грим и прическа.
Клоунский грим.
Практика:
Обучение искусству нанесения грима для выражения образа и характера. Создание
индивидуального характера.
Примеры характерного грима.
Примеры национального грима.
Мастер-класс: «Схема грима. Несколько способов наложения тона.
Каноны народного грима».
Создание индивидуального характера.
Примеры клоунского грима.
Мастер-класс: «Схема грима. Каноны клоунского грима».
Актёрское мастерство
Теория:
Знакомство с техническими возможностями сценических площадок, которые необходимы
для создания и монтажа декораций.
Виды административно-организационных работ в театре. Технические службы театра,
проверка готовности сцены перед репетицией и спектаклем.
Хранение и упаковка костюмов, подготовка костюмов к спектаклю. хранение и упаковка
реквизита, мелкая реставрация; хранение декораций и монтировочные работы на сцене.
Звуковая техника и работа с фонограммами: правила пользования усилителями, колонками,
магнитофонами, микрофонами и другими радиоэлектронными приборами; правила и
способы создания фонограмм; систематизация фонотеки студии.
Световая техника и работа со световыми партитурами: правила эксплуатации силовых
блоков, светового пульта и прожекторов; основы освещения театрального зала; приемы свето
операторской работы.
Понятие «образа», «характера» в актерском искусстве. Особенности создания сценического
характера. Техника создания образа на сцене.
Практика:
Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации, внимания, дыхания, снятие
мышечных зажимов, Энергетика, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия,
настройка к действию. Органическое (подлинное) действие: простое физическое действие,
предполагаемые
обстоятельства, «Если бы», событие, задача.
Простое
психическое действие, внимание, воображение,
логика и последовательность действий, мыслей и чувств.
Беспредметное действие, работа органов чувств, память на ощущение и создание образных
видений, Наблюдательность. Эмоциональная память. Физическое и словесное
взаимодействие с объектом.
Выразительная пластика, характерность. Чувство ритма, группировки, мизансцены.
Выполнение этюдов на заданную тему.
Классическая хореография
Теория:
Классический танец в России 18-19 века.
Практика:
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов. Упражнения для контроля и формирования осанки,
укрепления мышц ног и рук.
Повторение основных позиций рук и ног в классическом танце. Изучение и отработка
классических упражнений: плие, гранд-плие, батман-тандю-жете, гранд-батман,
ронд-де-жамб, пар тэр, пор-де- бра и их простых комбинаций в медленном темпе.
Выполнение классического экзерсиса у станка и на середине зала (прыжки соте,
шажман-де-пье).
Увеличение темпа исполнения комбинаций.
Специальная физическая подготовка
Теория:
Виды упражнений. Четкость выполняемых упражнений: боковое равновесие на 90° и выше.
Расстановка рук, распределение веса тела, балансировка, контроль равновесия.
Практика:
Выполнение упражнений для развития гибкости: наклон вперед сидя (ноги вместе), касаясь
грудью колен; наклон вперед сидя (ноги врозь широко) с касанием грудью пола; «шпагат»
правый, левый, прямой.
стойка «мост» из положения стоя; равновесие «ласточка»; боковое равновесие на 90о и выше.
Акробатика
Теория:
Варианты соединений, комбинированные соединения, высота выполнения, сохранение
темпа, выполнение слитно. Фигурно-композиционные элементы, плавность исполнения,
максимальная гибкость, достаточный суплес, комбинации пластической акробатики.
Варианты соединений, комбинированные соединения, высота выполнения, сохранение
темпа, выполнение слитно. Методика выполнения: Акробатические элементы: стойка на
руках; «колесо»; «вальсет»; «колесо» с «вальсета»; «рондат»; переворот вперед с места на две
ноги (через стойку на руках переходом в «мост»), «фляк» с места.
Практика:
Упражнения на гибкость до достижения нужных результатов.
Акробатические элементы: стойка на руках; «колесо»; «вальсет»;
«колесо» с «вальсета»; «рондат»; переворот вперед с места на две ноги (через стойку на
руках переходом в «мост»).
Поддержки в парах.
«Фляк» с места с поддержкой, без поддержки.
Оригинальные цирковые жанры
Практика:
Отработка всех трюков с 1-го года обучения с 3-мя мячами и 2-мя кольцами.
Отработка новых трюков: три кольца жонглировать методом
«крест»;
одну булаву подбрасывать в правой и левой руке, подкручивая кистью (булава делает один
оборот) и ловить в этом же положении; три булавы подбрасывать на крест;
три мяча жонглировать методом «каскад», «полу корзинка», «корзинка»;
жонглирование 2 мячами в правой руке, в левой руке;
жонглирование 2 кольцами в правой руке, в левой руке;
отработка парного жонглирования кольцами (2-4) - перекидка, с четким соблюдением
расстояния между партнерами.
Мастер-класс.
Отработка парного жонглирования булавами (2-4) - перекидка, с четким соблюдением
расстояния между партнерами.
Практика:
Отработка основных видов хождения на ходулях.
Повороты на 180 градусов.
Практика:
Отработка разных методов вращения обручей 1-го, 2-х, 3-х и большего количества;
разъединение 2-х обручей на туловище: а) 1 на талии, 2-й на груди;
б) 1 на талии, 2-й на коленях; в) 1 на талии, 2-й в руке;
поднятие обруча с пола, подкручивая его ногой на колени, подъем с коленей на талию;
Групповая скакалка
выполнение элемента «каскад» (руки в локтях одновременно или попеременно сгибаются и
разгибаются);
вращение трех обручей на туловище разными способами.
Практика:
Работа с предметами стоя на «катушке»:
вращение одного обруча в положении стоя на «катушке»; жонглирование 1-м и 2-мя мячами в
положении стоя на «катушке»; вращение трости в одной и двух руках в положении стоя на
«катушке».
Теория:
Техника безопасности при работе с тростью.
Практика:
Отработка разных видов вращения трости:
вращение трости двумя руками, исполнять не сложные танцевальные движения вперед,
назад, вправо, влево;
вращение трости в одной руке горизонтально и вертикально;
вращение и подбрасывание трости в одной руке с танцевальными движениями.
вращение трости двумя руками, подбрасывание вверх, ловить и продолжение вращения;
вращение трости двумя руками, перекидывая ее под батман из правой руки в левую,
продолжение вращения двумя руками;
вращение трости двумя руками или одной и при опускании на «шпагат», «колесо» с одной
рукой и тростью.
Теория:
Техника безопасности при работе с моноциклом.
Методика катания на моноцикле.
Практика:
Отработка техники катания на моноцикле с поддержкой, вперёд - без поддержки.
Теория:
Техника безопасности при работе со скакалкой. Методика вращения скакалки и прыжков на
скакалке.
Практика:
Прыжки через скакалку на двух ногах, с переменой ног, с поворотом на 180
прыжки через скакалку и вращение двух обручей в двух руках одновременно (руки в
стороны)
прыжки через скакалку и вращение двух обручей вращать в руках методом «восьмерка»:
прыжки через скакалку и жонглирование 2 мячей, 2 колец и 2 булав.
Пантомима
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Пантомима». Принципы школы Этьена Декру.
Марселя Марсо.
Показ видеоматериалов с номерами классической пантомимы Марселя Марсо и более
современные образцы.
Практика:
Работа над пластикой тела, рук, ног; изучение движений, шага пантомимы; выполнение
этюдов на заданную тему. Гибкость: Всевозможные сгибания и разгибания, наклоны,
повороты, скручивание, смещение головы, плеч, рук, ног, бедер, верхней части корпуса.
Усиление действия сгибающихся мышц (качание, замахи, рывки). Пассивное растягивание
мышц, связок и сухожилий с помощью партнера.
Динамические упражнения (ползание на спине «гусеница»). Использование различных
снарядов (шведская стенка, столы, стулья).
Развитие выразительной мимики: Игра-пантомима «Шепот и шорох».
Загадки без слов. Отгадай кто(что) мы? Попробуем изменится. Игры с воображаемым
предметом.
Развитие пластической выразительности при создании образа. Ролевая гимнастика у зеркала.
Этюды на выразительность жеста. Немой диалог.
Упражнения:
1. «Манекены» - упражнение на полное напряжение тела. Один ученик - «манекен». Другой
«командует манекеном», меняя позы «манекена» или передвигая его на другое место.
2. «Тряпичные куклы». Полное расслабление тела детей. Куклы «вешаются» на
воображаемые гвоздики по команде - «правая рука вверх», левый локоть - в сторону, правое ухо - вверх и т.д.
3. «Кошечка». Кошка лезет под забор, выгибая спину. По команде «собака!» принимает
прежнее положение.
4. «Воображаемый забор». Надо залезть под забором в сад, чтобы не спугнуть возможно
стоящего рядом сторожа.
Репетиционно-постановочная работа
Теория:
Техника безопасности. Правила поведения репетиции. Просмотр и анализ видеозаписей
репетиций. Ознакомление с сюжетом изучаемого номера, театрализованной постановки и т.п.
Практика:
Прослушивание музыкального сопровождения и изучение рисунка циркового номера,
театрализованной постановки и т.п.
Изучение танцевальных движений и комбинаций номера, театрализованной постановки и т.п.
Отработка сюжетных комбинаций.
Соединение танцевальных комбинаций с рисунком циркового номера.
Изучение и отработка цирковых постановок: Отработка движений и комбинаций до
правильного исполнения циркового и эстрадного номера. Отработка манеры исполнения
постановки. Отработка навыков актерской выразительности, умения создавать свой
сценический образ. Отработка характера исполнения циркового и эстрадного номера.
Репетиция сольных и коллективных номеров.
Подготовка презентаций и слайд-шоу по итогам проведения различных мероприятий и
выездов.
Сводные репетиции концертов, творческих отчетов и праздниках. Подготовка
театрализованной постановки, циркового или эстрадного номера к показу зрителям.
Концертная деятельность
Теория:
Техника безопасности. Правила поведения за кулисами и на сцене. Просмотр и анализ
видеозаписей выступлений.
Практика:
Участие в Новогоднем школьном концерте, праздничном концерте «Международный
женский день» и т.п. (по плану).
Участие в районных и городских концертах, конкурсах и
фестивалях (по плану).
Итоговое занятие
Теория:
Анализ работы детского объединения за год.
Практика:
Открытое занятие. Отчётный концерт.
Награждение воспитанников детского творческого объединения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№
1
2
Наименование разделов и
Количество часов
тем
Теория Практика Всего
Вводное занятие
2
1
1
Специальная
физическая
2
2
6
подготовка
3
Прыжковая акробатика
2
8
10
4
5
6
Групповая акробатика
Классическая хореография
Акробатический
жанр
«Каучук»
Оригинальные
цирковые
жанры
4
2
12
10
10
16
2
10
10
6
52
7
8
9
10
11
12
58
1
1
13
14
15
16
17
Эквилибристика на «катушке»
Трость
Моноцикл
Групповая скакалка
Пантомима и клоунада
Композиция
постановки
циркового номера
1
1
13
9
7
7
9
7
18
8
10
8
4
10
22
Репетиционно- постановочная
работа
6
34
14
Участие
в
школьных,
районных, городских
2
18
40
конкурсах
контроль учащихся.
Входящая
диагностика.
Практическая
работа. Текущая
форма контроля.
Фронтальный
контроль учащихся.
14
10
8
1
1
4
концертах,
фестивалях
Фронтальный
12
Жонглирование
Хула-хупы
Формы контроля
Практическая
работа.
Текущая форма
контроля.
Фронтальный
контроль учащихся.
Текущая форма
контроля.
Фронтальный
и
контроль учащихся.
20
2
Итоговое занятие
1
1
Итого
36
180
Фронтальный
контроль учащихся.
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
Вводное занятие
Теория:
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с расписанием занятий, правила
поведения на занятии. План работы объединения на год. Организация рабочего места. Форма
одежды и внешний вид.
Практика:
Упражнения на снятие мышечного напряжения и свободу движения.
Специальная физическая подготовка
Теория:
Варианты правильного выполнения упражнений.
Практика:
Упражнения на гибкость до достижения нужных результатов:
сидя (ноги широко), наклон вперед с касанием грудью пола
(наклоны к каждой ноге);
наклон вперед (ноги вместе) с касанием грудью коленей;
«шпагат» правый, левый, прямой: сидя на «шпагате», наклоном корпуса назад и согнув
заднюю ногу в колене, коснуться носком головы; боковое равновесие на 90о и выше;
стойка «мост» наклоном назад; «мост» (руки на локтях).
Открытый урок.
Прыжковая акробатика
Теория:
Техника безопасности на акробатической дорожке. Правильность и точность ориентировки
на акробатической дорожке и передвижение по ней (во время исполнения циркового номера).
Практика:
Отработка техник и четкости выполнения акробатических связок.
«колесо» + «переворот» на одну ногу+ «переворот» на две ноги;
«колесо» + «рондат» + «фляк»;
«колесо» + «переворот» на одну ногу + «рондат» + «фляк»;
«сальто» с места с поддержкой;
«рондат» + «сальто» с поддержкой, без поддержки; «арабское колесо» с поддержкой, без
поддержки.
Групповая акробатика
Теория:
Техника безопасности при работе группового номера. Правила подготовки
«Акробатического этюда» в зависимости от физических способностей исполнителей и
приобретенных ими навыков на 1-ом, 2-ом и 3-ем годах обучения.
Подбор партнёров для группового номера.
Правильность и точность ориентировки на сцене и передвижение по ней (во время
исполнения циркового номера).
Методика выполнения «Пирамиды».
Практика:
Отработка техник и четкости выполнения акробатических поддержек в номере, синхронность
их исполнения (если номер групповой).
Отработка техники выполнения «пирамиды».
Классическая хореография
Теория:
Классический танец в современной России.
Практика:
Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов. Упражнения для контроля и формирования осанки,
укрепления мышц ног и рук.
Изучение и отработка классических упражнений: плие, гранд-плие, батман-тандю-жете,
гранд-батман, ронд-де-жамб, пар тэр, пор-де- бра и их простых комбинаций в быстром темпе.
Выполнение сложного классического экзерсиса у станка, на середине зала, по диагонали.
Акробатический жанр «Каучук»
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Пластический этюд».
Правила постановки номера с использованием упражнений, основанные на 1-ом, 2-ом и 3-ем
годах обучения из ОФП и СФП, а также хореографии и акробатики.
Практика
Растяжка шпагатов и спины.
Подбор набора трюков и хореографических комбинаций. отработка трюков,
хореографических комбинаций, соединение их в целую композицию под музыкальное
сопровождение с целью создания циркового номера «каучук» (пластический этюд).
Оригинальные цирковые жанры
Жонглирование
Хула-хупы
Эквилибристик а на «катушке»
Трость
Практика:
Жонглирование 4 мячами; 4 кольца;
отработка парного жонглирования кольцами методом «каскад» и методом «крест»; перекидка
накрест кольцами; задняя перекидка кольцами;
отработка парного жонглирования булавами методом «каскад» и методом «крест»;
групповое жонглирование кольцами и булавами.
Динамичное жонглирование - ходьба, бег, повороты.
Практика:
Отработка новых трюков. Вращение нескольких обручей на туловище и в руках с
импровизацией. (Все трюки начинаются с одного обруча, поочередно соединяются, образуя
цирковой номер из взаимосвязанных трюков).
Практика:
Вращение двух хула-хупов в положении стоя на «катушке»; «восьмёрка».
жонглирование 3 мяча, 3 кольца и 2 булавы в положении стоя на «катушке»;
вращение трости с подбрасыванием в положении стоя на «катушке; двойная «катушка» с
поддержкой.
Практика:
Отработка разных видов вращения трости: вращение трости двумя руками, исполнять
сложные танцевальные движения вперед, назад, вправо, влево;
вращение и подбрасывание трости в одной руке горизонтально и вертикально;
вращение и подбрасывание трости в одной руке с танцевальными движениями.
Отработка более сложных элементов с тростью, по сравнению со вторым годом обучения:
вращение трости двумя руками, подбрасывание вверх, ловить и продолжение вращения;
вращение трости двумя руками, перекидывая ее под батман из правой руки в левую,
продолжение вращения двумя руками;
Моноцикл
Групповая скакалка вращение трости двумя руками или одной и при опускании на «шпагат»;
«колесо» с одной рукой и тростью.
Практика:
Отработка техники катания на моноцикле без
поддержки- назад, диагональ, круг;
катание по кругу с реквизитом (обруч, трость, булава, кольцо и т. п.) в руке;
катание в паре «за руки».
Практика:
Прыжки через скакалку и вращение двух обручей в двух руках одновременно (руки в
стороны);
прыжки через скакалку и вращение двух обручей вращать в руках методом «восьмерка»:
прыжки через скакалку и жонглирование 2 мячей, 2 колец и 2 булав!
прыжки в парах, тройках;
прыжки через двойную скакалку.
Пантомима и клоунада
Теория:
Понятие трюка на сцене, показ видеоматериалов с демонстрацией возможностей. Принцип
Идентификации. Поза- движение-жест. Центр, импульс, точка, рациональность движения.
Принцип сопротивления.
Пантомимическая клоунада.
Комический образ, приёмы эксцентрики, гротеск, буффонада, пародия.
Практика:
Освобождение от излишнего мышечного напряжения. Напряжение и расслабление
отдельных групп мышц, и анализ этих напряжений. Падения с расслаблением.
Мастер-класс. Бои, варианты падений, способы обозначения ударов.
Построение композиции.
Работа с предметом: игра с тростью, шляпой, стулом.
Музыкальный этюд с предметом на заданную тему, поиск самостоятельной темы.
Упражнение: Пантомимическая клоунада.
Показ образцов, определение стиля.
Воображаемое пространство. "Голый человек на голой сцене".
Этюд. Непрерывность и рациональность. Мульт и рапид.
Построение пантомимической зарисовки.
Тренинг, оттачивание движений и приемов.
Темп и ритм в движении. Характерность в движении. Гротеск, пародия.
Создание комического образа.
Использование реквизита.
Сочетание жанров в клоунаде.
Создание "Концерта без слов" из лучших работ.
Композиция постановки танца
Теория:
Беседа о содержании и задачах предмета «Композиция постановки цирковых номеров».
Определение сюжетного и бессюжетного номера.
Жанр, форма и содержание циркового номера.
Определение жанра и его разновидности. Соответствие формы и содержания.
Понятие «драматургия». Основные законы драматургии в произведении. Пять составных
частей произведения. Законы драматургии и их применения в хореографическом и цирковом
искусстве.
Законы композиции. Определение композиции. Четыре принципа композиционного
построения. Принцип композиционной целостности. Принцип единства. Принцип
подчинение второстепенного главному.
Соотношение формы и содержания. Динамика сценического пространства. Рисунок номера.
Создание образа.
Сценическое пространство, сценическое время, составные части концертного номера,
особенность исполнения трюка.
Практика:
Сочинение этюдов (номеров) на предложенном материале, на заданную тему.
Задание - сочинить варианты появления солистов из массовой мизансцены, используя
различные рисунки и композиционные
переходы.
Задание - сочинить комбинацию на 16 тактов для солистов и кордебалета.
Репетиционно-постановочная работа
Теория:
Техника безопасности. Правила поведения репетиции. Просмотр и анализ видеозаписей
репетиций. Характер образа, костюм, перевоплощение, сценическая культура, общение со
зрителем, трюковые комбинации, взаимодействие с партнёрами по номеру.
Виды сценических площадок, сценические эффекты, контрастные комбинации, музыкальное
оформление, лаконичность исполнения концертного номера, специфика циркового костюма.
Практика:
Отработка движений и комбинаций до правильного исполнения танца. Отработка манеры
исполнения постановки. Отработка навыков актерской выразительности, умения создавать
свой сценический образ.
Отработка характера исполнения танца. Отработка умения легко и бесшумно двигаться.
Репетиция сольных и коллективных номеров.
Подготовка презентаций и слайд-шоу по итогам проведения различных мероприятий и
выездов.
Сводные репетиции концертов, творческих отчетов и праздниках. Подготовка танца,
эстрадного номера к показу зрителям.
Подготовка отдельных номеров - клоунад (использовать навыки, полученные в результате
занятий разными жанрами).
Концертная деятельность
Теория:
Техника безопасности.
Правила поведения за кулисами и на сцене.
Просмотр и анализ видеозаписей выступлений.
Практика:
Участие в Новогоднем школьном концерте, праздничном концерте «Международный
женский день» и т.п. (по плану работы).
Участие в районных, городских и международных концертах, конкурсах и фестивалях (по
плану).
Итоговое занятие
Теория:
Анализ работы детского объединения за год, за весь период обучения в детском объединении.
Практика:
Открытое занятие. Отчётный концерт.
Награждение воспитанников детского творческого объединения
III.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы.
Учебно-методический комплекс обеспечения программы составляют:
Дидактические материалы:
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- табулатура;
- клавиатура.
Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие предметных и
ключевых компетенций.
Культурологическая - знание терминов, понятий, культурное взаимодействие с окружающим
миром, наличие духовных потребностей, создание ситуаций в которых обучающийся
приобретает опыт саморегуляции и самоконтроля (проводятся занятия-беседы, викторины,
посещение концертов, фестивалей).
3.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Спортивный зал. Хореографические станки. Зеркала.
Инвентарь и оборудование: маты, дорожка спортивная, Комната-кладовая для реквизита,
музыкальный центр, CD диски и видеокассеты, аудиокассеты, костюмы и обувь для
концертных выступлений, видеоаппаратура, видеокассеты.
Снаряды: трапеция, кольца для воздушных номеров, канаты, турники, шведская стенка.
Реквизит для жонглирования: мячи, булавы, кольца, дьяболо, палочки для дьяболо; тринки
(подушки для актипода), “сигары”, круглый пустотелый брус, коробки, бочонок,
вращающиеся круги цилиндрической формы, гимнастические обручи.
Реквизит для акробатики: трамплин, малый батут, лонжа подвесная, ручная, тросы.
Реквизит для эквилибристики: трости, катушки, моноциклы, тугонатянутая проволока,
свободнонатянутая проволока.
Реквизит для фокусов: шляпы, платки, стаканы, монеты, конверты, бумага, коробки, кубики,
костюмы-трансформации.
3.3. Список литературы
1. Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. - Екатеринбург, 2005
2. Андерсон Боб «Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов» Москва,
2007
3. Бардиан Ф. Цирк на пяти континентах. «Искусство» М. 2007
4. Баринов В.А. «Конфликт в цирке» МГУКИ, 2009
5. Баринов В.А. «Художественно- образная структура циркового искусства»
МГУКИ, 2005
6. Бауман Н. Э. «Искусство жонглирования», Москва ГУЦЭИ. 2001
7. Березнёва Д.С.Энциклопедия фокусов. «Парадокс» г.Минск.2009г.
8. Боголюбская М. С. Музыкально - хореографическое искусство в системе
эстетического и нравственного воспитания. - Москва 2009
9. Богословский Н.С. забавно, грусно и смешно. «Эксмо» М. 2002
10. Гурович А.Б. На арене и вокруг нее. «Искусство» М. 1990
11. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.. Искусство 1978
12. Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. - М.. Искусство «Советская Россия» 1974
13. Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. - Москва «Искусство» 2009
14. Ибрагимов Т. Еще раз о ходьбе. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986
15. Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой деятельности. Псков. 1998
16. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в УДО «Акробатика» «Владос» М.
2003
17. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей. - М., Тандем, 1998
18. Кроповницкий О.В. «Психология подростка. Тренинг личностного роста» - М.
Искусство, 2001
19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие. Ярославль, Академия развития, 1996
20. Литвинец П.Б. А. И. Темкин. Сценический грим и парик. - М.. Искусство, 2007
21. Макарова Г.А. «Спортивная медицина» - М. Искусство, 2003
22. Маркова Е. Современная зарубежная литература. «Искусство» М. 1985.
23. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. Учебное пособие. - М.,
Искусство, 1976
24. Никулин Ю.В. Мир цирка. «Кладезь» М. 1995
25. Никулин Ю.В. Почти серьезно. «Терра» М. 1994
26. Орлов В.А. Искусство смелых, сильных, ловких. «Народный свет» г.Минск. 1988
27. Поляк А.А. Уроки грима (в помощь народному театру и художественной
самодеятельности). - М., Музыкальный фонд СССР,
28. Привес М.Г. «Нормальная анатомия человека» Санкт-Петербург, 2005
29. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., Искусство, 2009
30. Сыромятникова И.С. Технология грима. Практическое пособие. - М., Высшая
школа, 1991
31. Ткаченко Б.И. «Нормальная физиология человека» Санкт-Петербург, 2004
32. Уральская В.И. Природа танца. - Москва «Советская Россия» 2009
33. Шмайлов М.Г. «Мастерство актера» методическая разработка. ЛГИТМИК, 1990
Литература для детей:
1. Бабушкин Л. И. «Цирк в объективе», М.: ГУЦЭИ. 2009
2. Барди Ф. «Под цирковым шатром» Саратов 2007
3. Баринов А. В. «Эквилибристика», М.: ГУЦЭИ. 1992
4. Баринов В.А. «Цирк в эмоциях» ЛКИ,2010