I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Сделай сам», составлена
на основании федерального закона от 29.12.2012 г., №273 – РФ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября2018
года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности,
и
является
авторской.
по
дополнительным
общеобразовательным
программам.
1.Основные характеристики программы:
1.1 Данная программа «Сделай сам» предусматривает дополнительное образование
детей в области декоративно – прикладного искусства
Составленная программа является базовой, направлена на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей учащихся в интеллектуальном, духовно-нравственном,
профессиональном
совершенствовании
своих
способностей,
удовлетворении
их
индивидуальных потребностей, формирование культуры общения, а также на организацию
их свободного времени.
Направленность программы: программа носит практико-ориентированный характер;
разработано направление исследовательской работы с учащимися, на базе которой создаются
авторские детские индивидуальные и коллективные работы.
Содержание программы предусматривает знакомство и изучение учащимися изделий
народных художественных промыслов, основ композиции, материаловедения. На занятиях
учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия
формируют не только
эстетический вкус ребёнка, но и развивают трудовые умения и навыки, то есть
осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Развивают мелкую
моторику рук, память, творческие способности, умение преодолевать трудности в работе,
способности к воображению. Так же воспитывают аккуратность и точность в работе,
усидчивость, эстетический вкус.
В содержании программы отражены теоретические сведения по конкретному
направлению и практические задания, которые требуют самостоятельной практической
деятельности учащихся. Содержание материала в программе соответствует возрастному
уровню детей и предполагает доступность и понимание его учащимися. Процесс
практической работы направлен на формирование у школьников навыков и умений по
изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения, и
рассчитан в большинстве случаев на одно занятие. Работу над изделиями, которые не могут
быть выполнены за один урок, учащиеся продолжат на следующих занятиях. Успехи детей
рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности,
робости перед новыми видами деятельности. Лучшие работы детей выставляются на
выставках, ярмарках. Это стимулирует ребят, даёт им радость ощущение необходимости
своего труда, увеличивает желание работать.
Программа включает следующие направления декоративно – прикладного искусства:
оригами, бисероплетение, изонить, и является целостной и комплексной как по содержанию,
так и по построению. Содержание программного материала построено в соответствии с
принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определённой областью
действительности от этапа к этапу усложняется, т.е. тема остаётся, а содержание раскрывает
сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловые стороны.
Так же в программе обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет
формировать у них достаточно прочные знания и умения, т.е. позволяет детям восстановить
утраченное, забытое, сделать процесс обучения целостным, непрерывным.
Использование программы предполагает большую гибкость: выявление,
развитие
творческих способностей детей, а так же поддержка детей с признаками одарённости.
Время освоения содержания каждого этапа индивидуально и зависит от целого
комплекса причин определяющихся способностями конкретного ребёнка.
1.2 Актуальность программы - заключается в создании условий для развития
личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к
общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей,
взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
1.3. Отличительные особенности программы: заключается в развитии у учащихся
творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций,
цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления сувениров, изделий для
оформления интерьера и т.п
В отличие от уже существующих программ, рассчитана на обучение детей 7-11лет,
программа разработана на четыре года (первый, второй, третий – 72 часа в год, где учащиеся
занимаются два раза в неделю по 1 часу, четвёртый года обучения – 144 часа в год,
учащиеся занимаются два раза в неделю по два часа) и адаптирована для учащихся
начальной школы. Набор учащихся в группы проводится с учётом интереса и желания детей,
независимо от их творческих возможностей.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение
изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя
индивидуальных
и
обучение оригами, бисероплетение, изонить, создание
коллективных
сюжетно-тематических
используются изделия, выполненные в данных техниках.
1.4. Педагогическая целесообразность
композиций,
в
которых
Обусловлена ее воспитательным компонентом. Так, ребенок, прошедший курс
обучения по данной программе, не только самостоятельно может изготавливать работы в
разных техниках прикладного творчества, но и презентовать ее на выставках, конкурсах.
Расширяются возможности самореализации учащихся, они испытывают положительные
эмоции: заинтересованность, восхищение, радость, уверенность в своих силах. Развитие
творческого мышления каждого учащегося обогащает его внутренний мир, приобщает к
народным культурным традициям, истокам народных промыслов. Благодаря совместной
деятельности, когда группа ребят создает коллективную творческую работу, учащиеся
становятся более общительными, терпимыми друг к другу. Это способствует развитию таких
черт характера как: товарищество, ответственность, взаимовыручка.
1.5. Цель программы:
Формирование и закрепление интереса к декоративно-прикладному искусству,
используя такие виды ДПИ, как «оригами», «бисероплетение», «изонить».
1.6. Задачи:
Обучающая:
•
Освоение технологий изготовления изделий
в
данных
видах ДПИ
(оригами,
бисероплетение, изонить).
Развивающая:
•
Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации,
обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в
процессе осуществления им деятельности, связанной с конструированием из листа
бумаги и работой в технике бисероплетения.
•
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
•
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитывающая:
•
Воспитание интереса к искусству ДПИ, используя такие направления ДПИ, как
«оригами», «бисероплетение».
•
Расширение коммуникативных способностей детей.
•
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1.7. Возраст учащихся: Программа, рассчитана на обучение детей 7-11лет,
разработана на четыре года (первый, второй, третий
– 72 часа в год, где учащиеся
занимаются два раза в неделю по 1 часу, четвёртый года обучения – 144 часа в год,
учащиеся занимаются два раза в неделю по два часа) и адаптирована для учащихся
начальной школы. Набор учащихся в группы проводится с учётом интереса и желания детей,
независимо от их творческих возможностей.
1.8. Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия,
праздники, конкурсы, игры и т.д.
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
репродуктивный,
практический,
дедуктивный, проектно-конструкторский и др.
Методы обучения
организации работы на занятиях: групповой, индивидуально-
фронтальный, индивидуальный.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – программа, рассчитана на обучение детей 7-11лет,
разработана на четыре года (первый, второй, третий
– 72 часа в год, четвёртый года
обучения – 144 часа в год.
2.2. Режим занятий: (первый, второй, третий года обучения, учащиеся занимаются
два раза в неделю по 1 часу, четвёртый года обучения, учащиеся занимаются два раза в
неделю по два часа)
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Результатами первого года обучения должно стать:
•
знание теоретического материала в объёме программы первого года обучения;
•
умение
выполнять
несложные
базовые
формы
оригами,
предусмотренные
программой;
•
умение выполнять в технике изонити, такие операции, как «заполнение угла»;
•
умение выполнять основные приёмы плетения бисером;
Результатами второго года обучения должно стать:
•
знание теоретического материала в объёме программы первого и второго годов
обучения;
•
умение выполнять несложные базовые формы оригами, а так же изделия на основе
данных базовых форм, предусмотренные программой;
•
умение выполнять в технике изонити, такие операции, как «заполнение угла»;
«заполнение окружности»;
•
умение выполнять основные приёмы плетения бисером;
•
владеть навыками приготовления квадратов нужной величины в оригами;
Результатами третьего года обучения должно стать:
•
знание теоретического материала в объёме программы первого, второго и третьего
годов обучения;
•
умение выполнять
базовые формы оригами, а так же изделия на основе данных
базовых форм, предусмотренные программой;
•
умение выполнять в технике изонити, такие операции, как «заполнение угла»;
«заполнение окружности»; «заполнение дуги, овала»;
•
умение
выполнять
основные
приёмы
плетения
бисером,
с
применением
комбинированных техник;
•
владеть навыками приготовления квадратов нужной величины в оригами;
•
владеть навыками составления схем для изготовления изделий в технике «изонити».
Результатами четвёртого года обучения должно стать:
•
знание теоретического материала в объёме программы первого, второго, третьего и
четвёртого годов обучения;
•
умение выполнять
базовые формы оригами, а так же изделия на основе данных
базовых форм, предусмотренные программой;
•
умение выполнять в технике изонити, такие операции, как «заполнение угла»;
«заполнение окружности»; «заполнение дуги, овала»;
•
умение
выполнять
основные
приёмы
плетения
бисером,
с
применением
комбинированных техник;
•
умение работать самостоятельно по предложенным схемам при работе в техниках –
оригами, бисероплетение, изонить.
•
владеть навыками приготовления квадратов нужной величины в оригами;
•
владеть навыками составления схем для изготовления изделий в технике «изонити».
3.2. Способы и формы проверки результатов
Проверкой результативности работы групп разных годов обучения могут быть
итоговые занятия различных аттестационных форм: самостоятельные и практические
работы, тестирования, зачёты, выставки, учебно – исследовательские конференции и т.д.
Чтобы выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся, как теоретических, так
и практических проводится диагностика на первое полугодие и на конец учебного года.
Диагностика основана на сравнении ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим
собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем.
Итогом
каждого
года
являются
выставки,
где
видно
достижение
каждого
воспитанника. Немаловажным условием оценки результативности работы является участие
детей в мероприятиях различных уровней: смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках,
городских, межрайонных, всероссийских выставках. Поощрением воспитанников являются
благодарственные письма, грамоты, дипломы.
Материалы мониторинговых исследований, подтверждающие стабильные
положительные результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной̆ общеразвивающей̆ программы.
Правильно организованная система контроля и оценки образовательных результатов
детей в системе дополнительного образования даёт возможность определить степень
освоения каждым ребёнком образовательной Программы, выявить наиболее способных и
одарённых учащихся, а так же проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать
им своевременную помощь и поддержку.
Личностно – ориентированное обучение предполагает диагностику - как способ
оценивания, т. е сравнение достижений ребёнка не столько с другими детьми, сколько с
самим собой, выявление его собственных успехов, по сравнению с исходным уровнем.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности объединения «Сделай сам» рассчитана на четыре года обучения, и каждый
год обучения состоит из трёх разделов: бисероплетение, оригами и изонить, соответственно
вопросы для мониторинга составляются
из каждого раздела Программы. Мониторинг
проводится: первый год обучения – входящий (НГ), промежуточный (КПП) и итоговый (КГ).
Второй и последующие года обучения промежуточный (КПП) и итоговый (КГ)
За этот период прослеживается личностное изменение ребёнка и ЗУН.
Методы оценивания: наблюдение, собеседование, тестирование, практическое
задание. Для диагностики определяется цель, все результаты диагностики оцениваются по
пятибалльной системе, каждому баллу соответствует определённый уровень ЗУН (низкий –
от 0 до 2 баллов; средний – от 2 до 4 баллов; высокий от 4 до 5 баллов), и отражаются в
сводной таблице по каждому учащемуся. (см. приложение)
Проводится суммарный итог, который определяется путём подсчёта тестового балла,
это
даёт
возможность
определить
уровень
измеряемого
качества
у конкретного
обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребёнок усвоил, а так же
внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения. Работа по
предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то,
каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.
Критерии уровня освоения содержания программы:
- теоретические знания,
- практические умения и навыки,
- общеучебные умения и навыки: учебно-коммуникативные умения (умение слушать и
слышать педагога), умение анализировать свою деятельность
- учебно-организационные умения и навыки,
- качество творческого продукта, умение создавать работу по собственному замысл
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
раздел
тео
а
рия
ика
практ всего
Формы
аттестации/контр
оля
и темы
1
I
2
Плетение низание бисером.
3
7
4
33
5
40
6
1
Вводное занятие, история бисера. ТБ.
Материалы и инструменты.
1
1
2
Теория: Опрос,
наблюдение
2
Основные приёмы плетения:
-параллельное плетение;
-изготовление цветка лилии Изготовление
плоских фигурок методом параллельного
плетения:
-изготовление рыбок
-изготовление бабочек
-изготовление жуков, стрекоз
1
3
4
1
5
6
1
1
2
7
7
10
8
8
12
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Оригами
Вводное занятие, история оригами.
Техника безопасности. Материалы и
инструменты. Условные обозначения
Базовая форма «треугольник»:
аппликация деревья,
Изготовление плоскостной аппликации
«аквариум
Базовая форма «воздушный змей»,
«треугольник»:
-изготовление поздравительных открыток
5
25
30
3
4
5
6
II
1
2
3
4
III
Итоговое занятие
1
1
2
1
7
8
1
7
8
2
10
12
1
13
1
59
2
72
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Содержание программы
первый год обучения
I. Плетение низание бисером. (40 ч.)
1. Вводное занятие, история бисера. ТБ. Материалы и инструменты.
Теория: История стеклянной бусинки. Правила работы с бисером, проволокой, ножницами.
Организация рабочего места и времени. Необходимые для работы материалы и инструменты.
2. Основные приёмы плетения:
-параллельное плетение
-изготовление цветка лилии
Теория: Технология параллельного плетения, зарисовка схемы плетения лепестка лилии.
Практика: практическая работа: изготовление цветка лилии.
3. Изготовление плоских фигурок методом параллельного плетения.
Теория: зарисовка схем плетения фигурок.
Практика: практическая работа с помощью параллельного низания плетение плоскостных
игрушек (рыбка, бабочка, стрекоз, разновидности жучков).
I. Оригами (30 ч.)
1. Теория: Вводное занятие, история данного вида творчества. Техника безопасности.
Материалы и инструменты, используемые для работы.
Условные обозначения.
Теория: Общепринятые схемы и обозначения, используемые при изготовлении работ.
2. Базовая форма «треугольник»:
Теория: Последовательность складывания базовой формы «треугольник».
Практика: практические работы – изготовление аппликаций «деревья», применяя базовую
форму «треугольник».
3. Изготовление плоскостной аппликации «аквариум»
Теория: Последовательность изготовления аппликации.
Практика: практические работы – изготовление аппликации «аквариум», применяя базовую
форму «треугольник».
4. Базовая форма «воздушный змей», «треугольник».
Изготовление поздравительных открыток.
Теория: Последовательность изготовления поздравительных открыток.
Практика: Изготовление поздравительных открыток, применяя базовые формы«воздушный
змей», «треугольник».
III. Итоговое занятие. (2 ч.)
1. Теория: опрос по темам программы;
2. Практика: самостоятельная работа (практическое задание).
Учебно – тематический план
второй год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
раздел
тео
практ
а
рия
ика
3
5
4
21
всего
Формы
аттестации/контро
ля
и темы
1
I
2
Плетение низание бисером.
5
26
6
1
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
инструменты. Низание бисера.
1
1
2
Основные приёмы плетения:
-параллельное плетение;
Изготовление плоских фигурок методом
параллельного плетения:
заяц, кот, олень, дельфин, Буратино,
человечки
Изготовление цветка «колокольчик»
Изготовление цветов «ромашки»
1
11
12
1
1
3
3
4
4
5
Комбинированное плетение
Изготовление цветка «кукушкин цвет»
1
3
4
II
1.
Оригами
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
инструменты. Условные обозначения.
Изготовление плоскостных аппликаций
цветов.
Базовая
форма
«Воздушный
змей».
Изготовление поздравительных открыток.
Модульное оригами. Звёзды – оригами.
Объёмное оригами. Пальчиковый театр
оригами. Изготовление
фигурок (заяц,
медведь, волк, лиса, лягушка)
Изонить
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
инструменты. Организация рабочего места.
Основные приёмы, применяемые в
технологии изонити.
-заполнение угла;
-заполнение окружности;
Изделия, выполненные в технике изонити.
Изготовление поздравительных открыток в
технике изонити.
5
1
11
1
16
2
1
3
4
1
1
2
1
1
2
1
6
1
5
23
1
6
29
2
2
3
4
2.
3.
4.
5.
III
1.
2.
3.
4.
IV
Изготовление панно в технике изонити:
-панно «Бабочка»;
-панно «Кошечка»;
-панно «Куриное семейство»;
Итоговое занятие.
-опрос по темам программы;
-самостоятельная работа;
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
1
1
1
1
1
3
2
2
4
2
17
19
1
1
2
16
56
72
Содержание программы
второй год обучения
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
I. Плетение низание бисером. (26 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Низание бисера.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материала и инструменты.
Правила работы с проволокой, бисером и ножницами.
2. Основные приёмы плетения. Изготовление плоских фигурок методом параллельного
плетения.
Теория: Технологическая последовательность метода параллельного плетения.
Технологическая последовательность изготовления плоских фигурок, методом
параллельного плетения
Практика: зарисовка схем и изготовление плоскостных фигурок с помощью параллельного
низания бисера.
3,4,5. Изготовление цветов. Теория: Технологическая последовательность изготовления
цветов. Составление из них композиций.
Практика: изготовление цветов с помощью чередования низания бисера и параллельного
плетения бисера.
II. Оригами (16 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Базовые формы.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила работы с ножницами.
2 Цветочные композиции на плоскости: луговой цветок; роза; дриада; герань луговая.
Теория: Технология изготовления цветочных композиций. Последовательное складывание
цветов с применением базовой формы «квадрат».
Практика: Изготовление композиций с применением знаний.
3. Базовая форма «воздушный змей». Праздничные открытки.
Теория: Технологическая последовательность изготовления праздничных открыток.
Практика: Изготовление открыток согласно полученных знаний.
4. Модульное оригами. Звёзды оригами.
Теория: Техника складывания модуля. Последовательность изготовления звёзд - оригами.
Практика: Изготовление модулей для звезды, соединение модулей.
5. Объёмное оригами. Пальчиковый театр оригами. Изготовление фигурок (заяц, медведь,
волк, лиса, лягушка).
Теория: Виды объёмного оригами. Технология последовательного складывания фигурок.
Практика: Изготовление поделок, с применением полученных знаний.
III. Изонить (29 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила работы с ножницами.
2. Основные приёмы, применяемые в технологии изонити: заполнение угла, заполнение
окружности.
Теория: Технологическая последовательность заполнения угла, окружности.
Практика: Заполнение угла (образец). Заполнение окружности, (образец).
3.Изделия, выполненные в технике изонити. Изготовление открыток в технике изонити:
валентинки; открытка-поздравление.
Теория: Рассказ педагога об истории открыток. Технологическая последовательность
изготовления открыток.
Практика: Составление схемы открыток. Прошивание частей открыток по схеме.
Оформление открытки.
4. Изготовление панно в технике изонити: панно «Бабочка», панно «Кошечка», панно
«Куриное семейство».
Теория: Технологическая последовательность изготовления панно.
Практика: Составление схемы панно. Прошивание частей панно по схеме. Оформление
панно.
IV. Итоговое занятие. ( 2 ч.)
1. Теория: опрос по темам программы.
2. Практика: самостоятельная работа.
Учебно – тематический план
третий год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
разд
тео
практ
ела
рия
ика
3
4
всего
Формы
аттестации/контро
ля
и
темы
1
2
5
6
I
1
2
3
4
II
1
2
3
4
5
6
Плетение низание бисером.
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
инструменты.
Параллельное низание бисера: изготовление
полуплоскостных фигурок
Низание бисера с применением
комбинирования техник. Изготовление цветов
для составления объёмных композиций.
Работа по изготовлению и оформлению
изделий для выставок
Изонить.
Вводное занятие
ТБ, Материалы и инструменты
Повторение тем:
-основные приёмы, применяемые в технологии
изонити: заполнение угла;
-заполнение окружности;
-прошивание овала; прошивание дуги;
-порядок работы и оформление изделий в
технике изонити;
Изделия, выполненные в технике изонити:
Изготовление поздравительных открыток в
технике изонити.
Изготовление панно в технике изонити.
Работа по изготовлению и оформлению
изделий для выставок
1
III
1
2
Оригами
Вводное
занятие.
ТБ.
Материалы
инструменты. Базовые формы.
Условные обозначения.
4
1
24
1
28
2
1
1
5
9
6
10
1
9
10
5
17
22
1
1
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
2
1
1
2
1
7
8
1
5
6
3
4
5
6
14
20
1
1
2
и
2
Базовая форма «Двойной треугольник».
1
1
2
3
4
5
Базовая форма «Двойной квадрат».
Поздравительные открытки
Объёмные цветочные композиции.
1
1
1
1
1
5
2
2
6
6
Работа по изготовлению и оформлению
изделий для выставок
1
5
6
1
1
2
Итоговое занятие.
IV
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
6
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
16
56
72
Содержание программы III го.
I. Плетение низание бисером. (28 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты.
Теория: Подготовка к работе. Полезные советы. Организация рабочего места и времени.
Правила работы с бисером, проволокой, ножницами. Необходимые материалы и
инструменты.
Практика: Работа по схеме. Метод параллельного плетения.
2. Параллельное низание бисера: Изготовление полуплоскостных фигурок. Составление
композиций с применением различных готовых фигурок.
Теория: Технологическая последовательность изготовления фигурок. Особенности метода
параллельного низания бисера.
Практика: Плетение полуплоскостных игрушек с применением метода параллельного
низания бисера. Составление различных композиций из готовых фигурок.
3. Низание бисера с применением комбинирования техник. Изготовление цветов для
составления объёмных композиций: лесная фиалка; декоративная зелень; маргаритки;
нарциссы; васильки; мимоза.
Теория: Технологическая последовательность изготовления вышеназванных цветов. Низание
бисера с применением комбинированных техник.
Практика: Плетение объёмных цветов методом
низания бисера с использованием
комбинированных техник.
4. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
III. Изонить. (22 ч).
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила работы с ножницами.
2. Повторение тем: основные приёмы, применяемые в технологии изонити: заполнение угла,
окружности.
Теория: Технологическая последовательность заполнения угла, окружности.
Практика: Заполнение угла, окружности: составление схемы из углов и окружностей,
заполнение их по схеме.
3. Прошивание овала, дуги. Порядок работы и оформление изделий в технике изонити.
Теория: Технологическая последовательность заполнения овала, дуги. Последовательность
оформления изделий выполненных в технике изонити. Рассматривание готовых работ.
Практика: Заполнение овала, дуги (образец).
4. Изделия, выполненные в технике изонити. Изготовление открыток в технике изонити:
валентинки; открытка-поздравление.
Теория: Рассказ педагога о истории открыток. Технологическая последовательность
изготовления открыток.
Практика: Составление схемы открыток. Прошивание частей открыток по схеме.
Оформление открытки.
5. Изготовление панно в технике изонити: «Знаки зодиака»; «Котёнок»; «Черепаха»; «Заяц»
и др.
Теория: Технологическая последовательность изготовления панно.
Практика: Составление схемы панно. Прошивание частей панно по схеме. Оформление
панно.
6. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
I Оригами (20 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Базовые формы.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила по ТБ. Общепринятые схемы и обозначения, используемые при изготовлении работ.
Практика: Складывание базовых форм оригами. Условные обозначения. Зарисовка схем и
обозначений.
2. Базовая форма «Двойной треугольник».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
3. Базовая форма «Двойной квадрат».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
4. Поздравительные открытки.
Теория: Технологическая последовательность изготовления праздничных открыток.
Практика: Изготовление открыток согласно полученных знаний.
5. Объёмные цветочные композиции.
Теория: Технология изготовления объёмных цветочных композиций. Последовательное
складывание цветов с применением изученных базовых форм.
Практика: Изготовление композиций с применением знаний.
6. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
IV. Итоговое занятие. (2 ч)
Теория: опрос по темам программы;
Практика: самостоятельная работа;
Учебно – тематический план
четвёртый год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
разд
тео
практ
ела
рия
ика
3
9
1
4
39
1
5
48
2
2
8
10
всего
Формы
аттестации/контрол
я
и
темы
1
I
1
2
2
Плетение низание бисером.
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
инструменты.
Повторение тем: основные методы плетения;
низание бисера с применением
комбинированных техник.
3
Трубчатое плетение. (изготовление объёмных
изделий)
4
14
18
4
Творческие работы. Изготовление
тематических композиций для выставок.
2
16
18
10
34
44
1
1
2
2
Оригами
Вводное
занятие.
ТБ.
Материалы
и
инструменты. Базовые формы. Условные
обозначения.
Базовая форма «Двойной квадрат».
1
1
2
3
4
Модульное оригами
Базовая форма «Птица».
41
1
14
3
18
4
5
Праздничные открытки.
2
1
2
6
Работа по изготовлению и оформлению
изделий для выставок
Изонить.
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
14
16
42
50
II
1
III
1
8
6
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
2
1
3
инструменты. Использование техники изонить
как элемент декора в дизайне.
Повторение тем:
-основные приёмы, применяемые в технологии
изонити: заполнение угла; окружности;
прошивание овала; прошивание дуги; порядок
работы и оформление изделий в технике
изонити
2
Изделия, выполненные в технике изонити:
Изготовление поздравительных открыток в
технике изонити.
Изготовление панно в технике изонити.
4
5
Изготовление рамок с применением техники
изонить.
6
Работа по изготовлению и оформлению
изделий для выставок
1
1
2
1
1
2
3
4
5
1
5
6
2
16
18
1
3
4
2
16
18
1
1
2
28
116
144
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
6
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Итоговое занятие.
IV
Содержание программы IV го.
I. Плетение низание бисером. (48 ч.)
1,2. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Повторение тем: основные методы
плетения; низание бисера с применением комбинированных техник.
Теория: Подготовка к работе. Полезные советы. Организация рабочего места и времени.
Правила работы с бисером, проволокой, ножницами. Необходимые материалы и
инструменты.
Практика: Работа по схеме. Метод низание бисером с применением комбинированных
техник.
3. Трубчатое плетение. (изготовление объёмных изделий)
Теория: Технологическая последовательность работы в данной технике. Особенности метода
с применением трубчатого плетения.
Практика: Плетение объёмных игрушек с применением метода с применением трубчатого
плетения. Составление различных композиций из готовых фигурок.
4. Творческие работы. Изготовление тематических композиций для выставок.
Теория: Составление схем. Технологическая последовательность изготовления работ.
Практика: Плетение объёмных изделий для тематических композиций.
I Оригами (44 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Базовые формы.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила по ТБ.
Практика: Складывание базовых форм оригами.
2. Условные обозначения.
Теория: Общепринятые схемы и обозначения, используемые при изготовлении работ.
Практика: Зарисовка схем и обозначений.
3. Базовая форма «Двойной квадрат».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
4. Модульное оригами.
Теория: Техника складывания треугольного модуля. Последовательность изготовления
изделий из треугольных модулей.
Практика:
Изготовление треугольного модуля. Изготовление изделий из треугольных
модулей.
5. Базовая форма «Птица».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
6. Праздничные открытки.
Теория: Технологическая последовательность изготовления праздничных открыток.
Практика: Изготовление открыток согласно полученных знаний.
7. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
III. Изонить. (50 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Использование техники изонить как
элемент декора в дизайне.
Теория: Беседа: Использование техники изонить как элемент декора в дизайне.
Практика: Составление схем для оформления изделия в технике изонить.
2. Повторение тем:
-основные приёмы, применяемые в технологии изонити: заполнение угла; окружности;
прошивание овала; прошивание дуги; порядок работы и оформление изделий в технике
изонити.
Теория: Технологическая последовательность заполнения угла, окружности, овала, дуги.
Порядок работы и оформления изделий в технике изонити.
Практика: Заполнение угла: составление схемы из углов, окружностей, дуги, овала
и
заполнение фигур по схеме.
3. Изделия, выполненные в технике изонити. Изготовление открыток в технике изонити:
валентинки; открытка-поздравление.
Теория: Технологическая последовательность изготовления открыток.
Практика: Составление схемы открыток. Прошивание частей открыток по схеме.
Оформление открытки.
4. Изготовление различных панно в технике изонити.
Теория: Технологическая последовательность изготовления панно.
Практика: Составление схемы панно. Прошивание частей панно по схеме. Оформление
панно.
5. Изготовление рамок с применением техники изонить.
Теория: Технологическая последовательность изготовления рамок.
Практика: Составление схемы работ. Прошивание частей работ по схеме. Оформление
работы.
6. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
IV. Итоговое занятие.
Теория: опрос по темам программы;
Практика: самостоятельная работа;
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1 Методическое обеспечение программы:
•
Информационная и справочная литература.
•
Разработки и конспекты занятий.
•
Диагностические методики,
определяющие уровень полученных знаний,
умений и навыков обучающихся.
•
Наглядные тематические пособия.
3.2 Условия реализации программы
Программа адаптирована для учащихся начальной школы и реализуется в рамках
сетевого сотрудничества (школы и учреждения дополнительного образования) на базе школ
3.3. Список литературы
Список используемой литературы: (для педагога)
Раздел «Бисероплетение»
1) Бульба Н.С. «Скульптура из бисера», М. 2008 г.
2) Доуэлп Кэрол Беннер, «Цветы из бисера», М. 2006 г.
3) Кох Сабина, «Стильные аксессуары», М.2007 г.
4) Кох Сабина, «Стильные подарки из бусин и бисера», Ярославль, 2008 г.
5) Кассап-Селье Изабель, «Объемные фигурки из бисера», М. 2009 г.
6) Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера», М. 2005 г.
7) Морас Ингрид, «Зоопарк из бисера», М. 2008 г.
8) Федотова М.В., Валюх Г.М., «Цветы из бисера», М. 2005 г.
9) Чиотти Донателла, «Цветы и букеты из бисера», Чебоксары, 2010 г.
10)Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Оригами»
1) Гарматин А., «Оригами для начинающих», Ростов на Дону, 2006 г.
2) Острун Н., Лев А., «Оригами динамические модели», М. 2006 г.
3) Сержантова Т.Б., «Оригами 100 праздничных моделей», М. 2006 г.
4) Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Изонить»
1) Бурундукова Л.И., «Волшебная изонить», М. 2010 г.
2) Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Список используемой литературы: (для учеников)
Раздел «Бисероплетение»
1. Доуэлп Кэрол Беннер, «Цветы из бисера», М. 2006 г.
2. Кох Сабина, «Стильные подарки из бусин и бисера», Ярославль, 2008 г.
3. Кассап-Селье Изабель, «Объемные фигурки из бисера», М. 2009 г.
4. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера», М. 2005 г.
5. Морас Ингрид, «Зоопарк из бисера», М. 2008 г.
6. Чиотти Донателла, «Цветы и букеты из бисера», Чебоксары, 2010 г.
7. Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Оригами»
1. Гарматин А., «Оригами для начинающих», Ростов на Дону, 2006 г.
2. Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Изонить»
1. Бурундукова Л.И., «Волшебная изонить», М. 2010 г.
2. Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/