I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Рукоделие», составлена
на основании федерального закона от 29.12.2012 г., №273 – РФ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности, и является
авторской по дополнительным общеобразовательным программам.
1.Основные характеристики программы:
1.1 Программа дополнительного образования «Рукоделие»является общекультурной
авторской программой, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению
учащихся основам искусства оригами и бисероплетения.
Составленная программа является базовой, направлена на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей учащихся в интеллектуальном, духовно-нравственном,
профессиональном
совершенствовании
своих
способностей,
удовлетворении
их
индивидуальных потребностей, формирование культуры общения, а также на организацию их
свободного времени.
Занятия оригами и бисероплетением позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения
программы. Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное. Поэтому
жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в
современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии? Образование
детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей
образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Среди
современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новые
перспективные направления – оригами, бисероплетение
Оригами — особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания
листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической
формы к другой, в результате чего появляется модель-образ. За простотой внешней формы,
возникающей в результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий,
скрывается комплекс воздействий, благотворно влияющих на развитие ребёнка, происходящее
как становление целостной индивидуальности.
Занятия бисероплетением уникальны по своим возможностям. Они объединяют в себе
знания из таких предметов программы как математика, природоведение, изобразительное
искусство. Именно такие занятия дают возможность развития познавательной сферы и развития
творческого потенциала каждого ребенка. Чарующий блеск прекрасного изделия из бисера
изумляет своей изысканной красотой и неповторимостью, а современные способы
бисероплетения дают возможность создать свои шедевры.
Поэтому в основе программы — концепция саморазвития, а оригами и бисероплетение
предложено как метод целостного развития ребёнка.
Направленность программы:
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и
чувственно
обогащается,
приобретает
художественно-конструкторские
навыки,
совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Эпизодический курс
геометрии, «встроенный» в программу (раздел оригами), позволяет ребёнку приобрести
начальные сведения по математике.
программа носит практико-ориентированный характер; разработано направление
исследовательской работы с учащимися, на базе которой создаются авторские детские
индивидуальные и коллективные работы.
Содержание программы предусматривает знакомство и изучение учащимися изделий
народных художественных промыслов, основ композиции, материаловедения. На занятиях
учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют не только
эстетический вкус ребёнка, но и развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют
психологическую и практическую подготовку к труду. Развивают мелкую моторику рук,
память, творческие способности, умение преодолевать трудности в работе, способности к
воображению. Так же воспитывают аккуратность и точность в работе, усидчивость,
эстетический вкус.
В содержании программы отражены теоретические сведения по конкретному направлению и
практические задания, которые требуют самостоятельной практической деятельности
учащихся. Содержание материала в программе соответствует возрастному уровню детей и
предполагает доступность и понимание его учащимися. Процесс практической работы
направлен на формирование у учащихся навыков и умений по изготовлению изделий на основе
знаний, полученных в процессе теоретического обучения, и рассчитан в большинстве случаев
на одно занятие. Работу над изделиями, которые не могут быть выполнены за один урок,
учащиеся продолжат на следующих занятиях. Успехи детей рождают у них уверенность в своих
силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами
деятельности. Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках. Это стимулирует
ребят, даёт им радость ощущение необходимости своего труда, увеличивает желание работать.
Так же в программе обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет
формировать у них достаточно прочные знания и умения, т.е. позволяет детям восстановить
утраченное, забытое, сделать процесс обучения целостным, непрерывным.
Использование программы предполагает большую гибкость: выявление,
развитие
творческих способностей детей, а так же поддержка детей с признаками одарённости.
Время освоения содержания каждого этапа индивидуально и зависит от целого комплекса
причин определяющихся способностями конкретного ребёнка.
1.2 Актуальностьпрограммы
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности как
устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием
познавательной активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда,
обеспеченная условиями для самостановления обучаемых.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса младших
школьников с ОВЗ посредством среды с применением оригами и бисероплетения, показало, что
в такой среде гармонизируется развитие детей, воспитывается активное познавательное
отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности,
деятельному общению.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков,
обусловленных следующими новообразованиями:
§ умением слышать и воспринимать объяснение, обращаться за помощью;
§ обретением способности к концентрации внимания, навыков преобразования разного
рода информации;
§ повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное
мышление, воображение, память, внимание, речь);
§ укреплением внутренней силы личности.
Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного
подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, творческому их
становлению средствами оригами и бисероплетения.
1.3. Отличительные особенности программы:
Образовательная Программа адресована учащимся с ОВЗ, обучающимся по программе
начальной школы. Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество учебных часов в год
–72. Количество занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в
группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика
показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 3-х человек.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение
изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя обучение оригами, бисероплетение, создание индивидуальных и
коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия,
выполненные в данных техниках.
1.4. Педагогическая целесообразность
Обусловлена ее воспитательным компонентом. Так, ребенок, прошедший курс обучения по
данной программе, не только самостоятельно может изготавливать работы в разных техниках
прикладного творчества, но и презентовать ее на выставках, конкурсах. Расширяются
возможности самореализации учащихся, они испытывают положительные эмоции:
заинтересованность, восхищение, радость, уверенность в своих силах.
Развитие творческого мышления каждого учащегося обогащает его внутренний мир,
приобщает к народным культурным традициям, истокам народных промыслов. Благодаря
совместной деятельности, когда группа ребят создает коллективную творческую работу,
учащиеся становятся более общительными, терпимыми друг к другу. Это способствует
развитию таких черт характера как: товарищество, ответственность, взаимовыручка
1.5. Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.6. Задачи:
Обучающие
Ø Формирование
пространственных
представлений
и
навыков
совершения
пространственных преобразований, формирование умений конструировать.
Ø Знакомство детей с техникой бисероплетения (методы бисероплетения) и базовыми
формами оригами.
Ø Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
Ø Обучение различным приемам работы с бумагой и с бисером.
Ø Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других,
для создания композиций с изделиями, выполненными в техниках бисероплетения, оригами.
Развивающие:
Ø Гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации,
обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе
осуществления им деятельности, связанной с конструированием из листа бумаги и работой в
технике бисероплетения.
Ø Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения.
Ø Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Ø Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитывающая:
Ø Воспитание интереса к искусству ДПИ,используя такие направления ДПИ, как
«оригами», «бисероплетение».
Ø Расширение коммуникативных способностей детей.
Ø Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1.7. Возраст учащихся: Программа, рассчитана на обучение детей 7-18лет, Образовательная
Программа адресована учащимся с ОВЗ, обучающимся по программе начальной школы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество учебных часов в год –72. Количество
занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Набор учащихся в группы проводится с учётом интереса и желания детей, независимо от их
творческих возможностей.
1.8. Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, праздники,
конкурсы, игры и т.д.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический, дедуктивный,
проектно-конструкторский и др.
Методы обучения
организации работы на занятиях: групповой, индивидуальнофронтальный, индивидуальный.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество учебных
часов в год –72.
2.2. Режим занятий: Количество занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
• научатся различным приемам работы с бумагой и бисером;
• будут знать основные базовые формы оригами и методы плетения и низания бисером;
• научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
• создавать изделия оригами и изделия из бисера пользуясь инструкционными картами и
схемами;
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в техниках бисероплетения и
оригами;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• познакомятся с искусством бисероплетения и оригами;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Проверкой результативности работы группы разных годов обучения могут быть итоговые
занятия различных аттестационных форм: самостоятельные и практические работы,
тестирования, зачёты, выставки, учебно – исследовательские конференции и т.д.
Чтобы выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся, как теоретических, так и
практических проводится диагностика на первое полугодие и на конец учебного года.
Диагностика основана на сравнении ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим
собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем.
Итогом каждого года являются выставки, где видно достижение каждого воспитанника.
Немаловажным условием оценки результативности работы является участие детей в
мероприятиях различных уровней: смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках, городских,
межрайонных,
всероссийских
выставках.
Поощрением
воспитанников
являются
благодарственные письма, грамоты, дипломы.
Материалы мониторинговых исследований, подтверждающие стабильные
положительные результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной̆ общеразвивающей̆ программы.
Правильно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в
системе дополнительного образования даёт возможность определить степень освоения каждым
ребёнком образовательной Программы, выявить наиболее способных и одарённых учащихся, а
так же проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь
и поддержку.
Личностно – ориентированное обучение предполагает диагностику - как способ оценивания,
т. е сравнение достижений ребёнка не столько с другими детьми, сколько с самим собой,
выявление его собственных успехов, по сравнению с исходным уровнем.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности объединения «Сделай сам» рассчитана на четыре года обучения, и каждый год
обучения состоит из трёх разделов: бисероплетение, оригами и изонить, соответственно
вопросы для мониторинга составляются из каждого раздела Программы. Мониторинг
проводится: первый год обучения – входящий (НГ), промежуточный (КПП) и итоговый (КГ).
Второй и последующие года обучения промежуточный (КПП) и итоговый (КГ)
За этот период прослеживается личностное изменение ребёнка и ЗУН.
Методы оценивания: наблюдение, собеседование, тестирование, практическое задание. Для
диагностики определяется цель, все результаты диагностики оцениваются по пятибалльной
системе, каждому баллу соответствует определённый уровень ЗУН (низкий – от 0 до 2 баллов;
средний – от 2 до 4 баллов; высокий от 4 до 5 баллов), и отражаются в сводной таблице по
каждому учащемуся. (см. приложение)
Проводится суммарный итог, который определяется путём подсчёта тестового балла, это
даёт возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и
отследить реальную степень соответствия того, что ребёнок усвоил, а так же внести
соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения. Работа по предложенной
технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он
пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.
Критерии уровня освоения содержания программы:
- теоретические знания,
- практические умения и навыки,
- общеучебные умения и навыки: учебно-коммуникативные умения (умение слушать и
слышать педагога), умение анализировать свою деятельность
- учебно-организационные умения и навыки,
- качество творческого продукта, умение создавать работу по собственному замыслу.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
раздела
тео
практ
и темы
рия
ика
3
6
1
I
2
Плетение низание бисером.
Формы
всего
аттестации/контроля
4
5
6
25
31
1
2
3
4
5
6
II
1
Вводное занятие, история бисера. ТБ.
Материалы и инструменты.
Основные приёмы плетения:
-параллельное плетение;
-изготовление цветка лилииИзготовление
плоских фигурок методом параллельного
плетения:
-изготовление рыбок
-изготовление бабочек
-изготовление жуков, стрекоз
1
1
2
1
2
3
1
5
6
1
1
1
5
5
7
6
6
8
Оригами
Вводное занятие, история оригами.
Техника безопасности. Материалы
инструменты. Условные обозначения
6
34
40
1
1
2
и
2
Базовая форма «треугольник»:
аппликация деревья,
1
9
10
3
Изготовление плоскостной аппликации
«аквариум»
1
9
10
Базовая форма «воздушный змей»,
«треугольник»:
-изготовление поздравительных открыток
4
III
Итоговое занятие
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая работа
3
15
18
1
13
59
1
72
Содержание программы
первый год обучения
I. Плетение низание бисером. (31 ч.)
1. Вводное занятие, история бисера. ТБ. Материалы и инструменты.
Теория: История стеклянной бусинки. Правила работы с бисером, проволокой, ножницами.
Организация рабочего места и времени. Необходимые для работы материалы и инструменты.
2. Основные приёмы плетения:
-параллельное плетение
-изготовление цветка лилии
Теория: Технология параллельного плетения, зарисовка схемы плетения лепестка лилии.
Практика: практическая работа: изготовление цветка лилии.
3. Изготовление плоских фигурок методом параллельного плетения.
Теория: зарисовка схем плетения фигурок.
Практика: практическая работа с помощью параллельного низания плетение плоскостных
игрушек (рыбка, бабочка, стрекоз, разновидности жучков).
I. Оригами (40 ч.)
1. Теория: Вводное занятие, история данного вида творчества. Техника безопасности.
Материалы и инструменты, используемые для работы.
Условные обозначения.
Теория: Общепринятые схемы и обозначения, используемые при изготовлении работ.
2. Базовая форма «треугольник»:
Теория: Последовательность складывания базовой формы «треугольник».
Практика: практические работы – изготовление аппликаций «деревья», применяя базовую
форму «треугольник».
3. Изготовление плоскостной аппликации «аквариум»
Теория: Последовательность изготовления аппликации.
Практика: практические работы – изготовление аппликации «аквариум», применяя базовую
форму «треугольник».
4. Базовая форма «воздушный змей», «треугольник».
Изготовление поздравительных открыток.
Теория: Последовательность изготовления поздравительных открыток.
Практика: Изготовление поздравительных открыток, применяя базовые формы «воздушный
змей», «треугольник».
III. Итоговое занятие. (1 ч.)
1. Теория: опрос по темам программы;
Учебно – тематический план
второй год обучения
Название разделов и тем
№
раздела
и темы
1
2
I
Плетение низание бисером.
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
1
инструменты. Низание бисера.
Количество часов
тео
практ всего
рия
ика
3
4
5
6
34
40
1
1
2
Основные приёмы плетения:
-параллельное плетение;
Изготовление плоских фигурок методом
параллельного плетения:
заяц, кот, олень, дельфин, Буратино,
человечки
Изготовление цветка «колокольчик»
Изготовление цветов «ромашки»
2
18
20
1
1
5
5
6
6
5
Комбинированное плетение
Изготовление цветка «кукушкин цвет»
1
5
6
II
1.
Оригами
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
инструменты. Условные обозначения.
Изготовление плоскостных аппликаций
цветов.
Базовая форма «Воздушный змей».
Изготовление поздравительных открыток.
Модульное оригами. Звёзды – оригами.
6
1
24
1
30
2
1
3
4
1
1
2
2
3
4
2.
3.
Формы
аттестации/контро
ля
6
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
4.
5.
III
Объёмное оригами. Пальчиковый театр
оригами. Изготовление фигурок (заяц,
медведь, волк, лиса, лягушка)
1
7
8
2
12
14
Итоговое занятие
Итоговое занятие.
-опрос по темам программы;
-самостоятельная работа;
1
1
2
1
13
1
2
59
72
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
Содержание программы
второй год обучения
I. Плетение низание бисером. (40 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Низание бисера.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материала и инструменты.
Правила работы с проволокой, бисером и ножницами.
2. Основные приёмы плетения. Изготовление плоских фигурок методом параллельного
плетения.
Теория: Технологическая последовательность метода параллельного плетения.
Технологическая последовательность изготовления плоских фигурок, методом параллельного
плетения
Практика: зарисовка схем и изготовление плоскостных фигурок с помощью параллельного
низания бисера.
3,4,5. Изготовление цветов.
Теория: Технологическая последовательность изготовления цветов. Составление из них
композиций.
Практика: изготовление цветов с помощью чередования низания бисера и параллельного
плетения бисера.
II. Оригами (30 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Базовые формы.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила работы с ножницами.
2 Цветочные композиции на плоскости: луговой цветок; роза; дриада; герань луговая.
Теория: Технология изготовления цветочных композиций. Последовательное складывание
цветов с применением базовой формы «квадрат».
Практика: Изготовление композиций с применением знаний.
3. Базовая форма «воздушный змей». Праздничные открытки.
Теория: Технологическая последовательность изготовления праздничных открыток.
Практика: Изготовление открыток согласно полученных знаний.
4. Модульное оригами. Звёзды оригами.
Теория: Техника складывания модуля. Последовательность изготовления звёзд - оригами.
Практика: Изготовление модулей для звезды, соединение модулей.
5. Объёмное оригами. Пальчиковый театр оригами. Изготовление фигурок (заяц, медведь,
волк, лиса, лягушка).
Теория: Виды объёмного оригами. Технология последовательного складывания фигурок.
Практика: Изготовление поделок, с применением полученных знаний.
IV. Итоговое занятие. ( 2 ч.)
1. Теория: опрос по темам программы.
2. Практика: самостоятельная работа.
Учебно – тематический план
третий год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
Формы
разде
тео
практ
всег
аттестации/контрол
ла
рия
ика
о
я
3
4
5
6
и
темы
1
2
I
Плетение низание бисером.
4
36
40
Теория: Опрос,
1
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
1
1
2
наблюдение
Практика:
инструменты.
2
3
практическая
Параллельное низание бисера: изготовление
полуплоскостных фигурок
1
9
10
Низание бисера с применением
1
15
16
работа
Теория: Опрос,
комбинирования техник. Изготовление цветов
наблюдение
для составления объёмных композиций.
Практика:
практическая
Работа по изготовлению и оформлению
4
изделий для выставок
1
2
1
11
12
работа
3
4
5
6
Теория: Опрос,
II
Оригами
1
Вводное
6
занятие.
ТБ.
инструменты. Базовые формы.
Условные обозначения.
Материалы
24
30
и
наблюдение
Практика:
1
1
2
практическая
работа
2
Базовая форма «Двойной треугольник».
1
3
4
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
3
Базовая форма «Двойной квадрат».
1
3
4
практическая
4
Поздравительные открытки
1
3
4
работа
5
Объёмные цветочные композиции.
1
5
6
Работа по изготовлению и оформлению
1
9
10
1
1
2
изделий для выставок
III
Итоговое занятие.
Теория: Опрос,
наблюдение
Практика:
практическая
работа
16
56
72
Содержание программы III г.о.
I. Плетение низание бисером. (40 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты.
Теория: Подготовка к работе. Полезные советы. Организация рабочего места и времени.
Правила работы с бисером, проволокой, ножницами. Необходимые материалы и инструменты.
Практика: Работа по схеме. Метод параллельного плетения.
2. Параллельное низание бисера: Изготовление полуплоскостных фигурок. Составление
композиций с применением различных готовых фигурок.
Теория: Технологическая последовательность изготовления фигурок. Особенности метода
параллельного низания бисера.
Практика: Плетение полуплоскостных игрушек с применением метода параллельного
низания бисера. Составление различных композиций из готовых фигурок.
3. Низание бисера с применением комбинирования техник. Изготовление цветов для
составления объёмных композиций: лесная фиалка; декоративная зелень; маргаритки;
нарциссы; васильки; мимоза.
Теория: Технологическая последовательность изготовления вышеназванных цветов. Низание
бисера с применением комбинированных техник.
Практика: Плетение объёмных цветов методом
низания бисера с использованием
комбинированных техник.
4. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
II Оригами (30 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Базовые формы.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила по ТБ. Общепринятые схемы и обозначения, используемые при изготовлении работ.
Практика: Складывание базовых форм оригами. Условные обозначения. Зарисовка схем и
обозначений.
2. Базовая форма «Двойной треугольник».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
3. Базовая форма «Двойной квадрат».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
4.Поздравительные открытки.
Теория: Технологическая последовательность изготовления праздничных открыток.
Практика: Изготовление открыток согласно полученных знаний.
5. Объёмные цветочные композиции.
Теория: Технология изготовления объёмных цветочных композиций. Последовательное
складывание цветов с применением изученных базовых форм.
Практика: Изготовление композиций с применением знаний.
6. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
III. Итоговое занятие. (2 ч)
Теория: опрос по темам программы;
Практика: самостоятельная работа;
Учебно – тематический план
четвёртый год обучения
№
Название разделов и тем
Количество часов
Формы
разде
тео
практ
всего
ла
рия
ика
3
4
5
аттестации/конт
роля
и
темы
1
2
I
Плетение низание бисером.
6
34
40
1
Вводное занятие. ТБ. Материалы и
1
1
2
Практика:
Повторение тем: основные методы плетения;
низание бисера с применением
1
5
6
практическая
работа
комбинированных техник.
3
Теория: Опрос,
наблюдение
инструменты.
2
6
Трубчатое плетение. (изготовление объёмных
2
14
16
Теория: Опрос,
наблюдение
изделий)
Практика:
4
Творческие работы. Изготовление
2
14
16
работа
тематических композиций для выставок.
II
Оригами
1
Вводное
занятие.
инструменты.
ТБ.
Базовые
Материалы
формы.
7
23
30
1
1
2
и
Условные
Теория: Опрос,
обозначения.
2
практическая
Базовая форма «Двойной квадрат».
1
1
2
наблюдение
Практика:
3
Модульное оригами
1
9
10
практическая
работа
4
Базовая форма «Птица».
1
3
4
Теория: Опрос,
5
Праздничные открытки.
1
1
2
наблюдение
Практика:
6
Работа по изготовлению и оформлению
2
8
10
работа
изделий для выставок
III
Итоговое занятие
1
1
2
Теория: Опрос,
Итоговое занятие.
-опрос по темам программы;
-самостоятельная работа;
практическая
наблюдение
1
1
2
Практика:
практическая
работа
13
59
72
Содержание программы четвертого года обучения.
I. Плетение, низание бисером. (40ч.)
1,2. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Повторение тем: основные методы
плетения; низание бисера с применением комбинированных техник.
Теория: Подготовка к работе. Полезные советы. Организация рабочего места и времени.
Правила работы с бисером, проволокой, ножницами. Необходимые материалы и инструменты.
Практика: Работа по схеме. Метод низание бисером с применением комбинированных
техник.
3. Трубчатое плетение. (изготовление объёмных изделий)
Теория: Технологическая последовательность работы в данной технике. Особенности метода
с применением трубчатого плетения.
Практика: Плетение объёмных игрушек с применением метода с применением трубчатого
плетения. Составление различных композиций из готовых фигурок.
4. Творческие работы. Изготовление тематических композиций для выставок.
Теория: Составление схем. Технологическая последовательность изготовления работ.
Практика: Плетение объёмных изделий для тематических композиций.
II Оригами (30 ч.)
1. Вводное занятие. ТБ. Материалы и инструменты. Базовые формы.
Теория: Организация рабочего места. Необходимые для работы материалы и инструменты.
Правила по ТБ.
Практика: Складывание базовых форм оригами.
2. Условные обозначения.
Теория: Общепринятые схемы и обозначения, используемые при изготовлении работ.
Практика: Зарисовка схем и обозначений.
3. Базовая форма «Двойной квадрат».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
4. Модульное оригами.
Теория: Техника складывания треугольного модуля. Последовательность изготовления
изделий из треугольных модулей.
Практика:
Изготовление треугольного модуля. Изготовление изделий из треугольных
модулей.
5. Базовая форма «Птица».
Теория: Техника складывания данной базовой формы.
Практика: Изготовление поделки на основе изученной базовой формы. (Самостоятельная
практическая
работа по карточкам).
6. Праздничные открытки.
Теория: Технологическая последовательность изготовления праздничных открыток.
Практика: Изготовление открыток согласно полученных знаний.
7. Работа по изготовлению и оформлению изделий для выставок.
Теория: Выбор изделий и материалов для выставочных работ. Технология изготовления
изделий.
Практика: Изготовление и оформление изделий для выставок. Оформление выставок.
III. Итоговое занятие.
Теория: опрос по темам программы;
Практика: самостоятельная работа;
III.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
И
ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1 Методическое обеспечение программы:
Информационная и справочная литература.
Разработки и конспекты занятий.
Диагностические методики, определяющие уровень полученных знаний, умений и навыков
обучающихся.
Наглядные тематические пособия.
3.2 Условия реализации программы
Программа адаптирована для учащихся начальной школы и реализуется в рамках сетевого
сотрудничества (школы и учреждения дополнительного образования) на базе школ
3.3. Список литературы
Список используемой литературы: (для педагога)
Раздел «Бисероплетение»
1) Бульба Н.С. «Скульптура из бисера», М. 2008 г.
2) Доуэлп Кэрол Беннер, «Цветы из бисера», М. 2006 г.
3) Кох Сабина, «Стильные аксессуары», М.2007 г.
4) Кох Сабина, «Стильные подарки из бусин и бисера», Ярославль, 2008 г.
5) Кассап-Селье Изабель, «Объемные фигурки из бисера», М. 2009 г.
6) Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера», М. 2005 г.
7) Морас Ингрид, «Зоопарк из бисера», М. 2008 г.
8) Федотова М.В., Валюх Г.М., «Цветы из бисера», М. 2005 г.
9) ЧиоттиДонателла, «Цветы и букеты из бисера», Чебоксары, 2010 г.
10)Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Оригами»
1) Гарматин А., «Оригами для начинающих», Ростов на Дону, 2006 г.
2) Острун Н., Лев А., «Оригами динамические модели», М. 2006 г.
3) Сержантова Т.Б., «Оригами 100 праздничных моделей», М. 2006 г.
4) Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Изонить»
1) Бурундукова Л.И., «Волшебная изонить», М. 2010 г.
2) Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Список используемой литературы: (для учеников)
Раздел «Бисероплетение»
1. Доуэлп Кэрол Беннер, «Цветы из бисера», М. 2006 г.
2. Кох Сабина, «Стильные подарки из бусин и бисера», Ярославль, 2008 г.
3. Кассап-Селье Изабель, «Объемные фигурки из бисера», М. 2009 г.
4. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера», М. 2005 г.
5. Морас Ингрид, «Зоопарк из бисера», М. 2008 г.
6. ЧиоттиДонателла, «Цветы и букеты из бисера», Чебоксары, 2010 г.
7. Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/
Раздел «Оригами»
1. Гарматин А., «Оригами для начинающих», Ростов на Дону, 2006 г.
2. Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/