I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Ложкари» реализуется в
соответствии с художественной направленностью образования.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании
федерального закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Издревле на Руси использовались в народных праздниках и гуляниях, в виде музыкальных
или шумовых инструментов, бытовые домашние принадлежности: деревянные ложки,
стиральные доски, плотницкие пилы, трещотки. Самой большой популярностью у народа
пользовались ярко разукрашенные деревянные ложки. Игра на таких ложках превратилась в
настоящее искусство.
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что она реализуется в целях
всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей через предоставление им
возможностей развивать свои творческие таланты. Программа создает условия для развития
мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, способствует приобщению детей к
народной культуре, еѐ традициям, к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, она
актуальна для самого ребёнка в силу его желаний и потребностей. В этом возрасте дети
начинают четко осознавать свои возможности , начинают также различать способности и
прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания. Ансамбль ложкарей
может стать первым шагом к познанию русской культуры, к возрождению культурных
ценностей.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них несёт
детям радость , создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой , формирует интерес к
познанию мира музыки в разных его проявлениях. Желание детей играть на русских народных
музыкальных инструментах побудило меня создать ансамбль “Ложкари”.
Особенности организации образовательного процесса:
Основу ансамбля составляют ложки.
Этапы обучения:
- Знакомство с
инструментом- историей создания,
конструктивными
особенностями;
- Постановка исполнительского аппарата;
- Освоение основных приёмов звукоизвлечения;
- Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно- выразительным,
эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением
музыкального произведения.
1.3. Отличительная особенность программы- данная образовательная программа
является специализированной, направленной на приобщение детей к лучшим традициям
русской народной музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей, обучение
игре на ложках. При составлении образовательной программы использованы методические
разработки С.С.Ведягиной,
Н.Р.Ефремовой, Т.А.Петуховой ,Е.Н.Тихомировой. Основу
ансамбля составляют ложки. . Уровень программы- базовый, предполагающий развитие
музыкальных способностей детей и является шагом к познанию русской культуры, к
возрождению культурных ценностей.
Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности , привлекательна для ребенка.
Именно музыка может стать эмоционально оценочным стержнем, позволяющим формировать
у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать
образное мышление и воображение, эстетическое сознание.
Программа построена на принципах:
- принцип единства художественного и технического развития инструментального
музицирования;
- принцип постепенности и последовательности, от простого к
сложному; принцип
успешности;принцип соразмерности
нагрузки
уровню
и
состоянию здоровья,
сохраненияздоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребѐнка;
- принцип индивидуального подхода; принцип практической направленности.
1.4. Педагогическая целесообразность - Разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала
чувство радости и удовлетворения.. Игра на ложках доступна детям, так как способы и
приѐмы игры на них просты. Доступность ложек, привлекательность и легкость игры на них в
ансамбле, помогают самораскрыться и саморазвиться через активную созидательную
деятельность.
Игра на ложках активно влияет на развитие координации движений, на тонкую моторику,
а также быстроту реакций. Осознанные действия при музицировании координируют работу
мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая
предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
1.5. Цель программы - Способствовать творческому развитию учащихся, посредством
игры на ложках. Помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить
себя в музыке.
1.6. Задачи
Обучающие -
Познакомить с русскими народными инструментами, их историей,
традициями русского народа.
музыкальными
Научить основам техники игры на ложках.
Научить выразительно исполнять свою партию.
Научить основам музыкальной грамоты.
Сформировать необходимые навыки и умения для дальнейшего совершенствования в игре
на музыкальных инструментах.
Развивающие Развить внимание, музыкальный слух, мышление, воображение.
Развивать ритмический слух.
Развить творческий потенциал.
Сформировать стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной
инициативы.
Развивать эстетический вкус.
Способствовать расширению общекультурного кругозора.
ВоспитательныеСпособствовать мотивации к формированию собственного интереса к народному
творчеству.
Воспитывать трудолюбие и целеустремлѐнность.
Воспитывать толерантность.
Развивать исполнительскую волю.
1.7. Возраст учащихся , которым адресована программа
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-13 лет.
Срок реализации программы - 4 года.
1.8. Формы занятий
Основная форма занятий в ансамбле «Ложкари» групповая.
Групповые ансамблевые занятия предназначены для формирования у детей целостного
восприятия разучиваемых произведений, а также развития умений и навыков выразительного
совместного инструментального творческого музицирования.
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная - упражнения на координацию, мышечную
свободу исполнительского аппарата, основная - работа над пьесами, ансамблем;
заключительная - закрепление пройденного материала.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Расширяя кругозор и знания детей о русской народной культуре используются такие
формы и методы работы на занятиях как:
беседа;
наглядно-зрительный,
наглядно- слуховой;
практический.
Данные методы способствуют целостному развитию учащихся, формированию у них
практических умений и навыков, расширению слуховых представлений,
развитию
креативности.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
программе 648
-
количество часов на весь период обучения
по
2.2. Срок реализации программы 4 года
2.3. Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа, 4 год обучения – 3 раза в неделю по два
часа.
1 год обучения – два раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 35 минутпервый класс, с 10-минутным перерывом), 4 часа в неделю, 144 часа в год;
2 год обучения – два раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 40 минут с
10-минутным перерывом), 4 часа в неделю, 144 часа в год;
3 год обучения – два раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 40 минут с
10-минутным перерывом), 4 часа в неделю, 144 часов в год;
4 год обучения – три раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 40 минут с
10-минутным перерывом), 6 часов в неделю, 216 часов в год.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Личностные результаты
Через ансамблевое исполнительство дети учатся слышать и слушать других участников
группы. Игра в ансамбле вырабатывает такие черты характера как целеустремлѐнность,
аккуратность, доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению. Появляется
стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы (выбор
репертуара).
Предметные результаты
Учащиеся овладевают исполнительством игры на ложках, основой музыкальной грамоты.
Дети знакомятся с интересным и разнообразным по жанру репертуаром, со стилевыми
особенностями изучаемых произведений. Знают историю исполнительства на русских
народных инструментах. У учащихся происходит рост мотивации к формированию
собственного интереса к народному творчеству. Обеспечивается всестороннее музыкальное
развитие. Учащиеся самостоятельно или с помощью педагога находят практические
применения своих умений (в домашних семейных концертах, как подарок для друзей, как
участник концертного мероприятия в классе, в школе).
Метапредметные результаты
Развитие внимания, музыкального слуха, мышления, воображения. Развитие творческого
потенциала. Развитие эстетического вкуса. Расширение общекультурного кругозора.
Критерии определения результативности программы:
а) ритмичность выполнения всех заданий;
б) владеть приемами игры на 2-ух, 3-х ложках;
в) легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах с
движением.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Текущий контроль.
Системная
оценка
уровня
общеразвивающей программы.
освоения
дополнительной
общеобразовательной
Промежуточный, итоговый контроль.
Концертное выступление в составе коллектива на школьном уровне (тематический
концерт, родительское собрание. и пр.), выступление на конкурсах и фестивалях городского
уровня.
Развивающий музыкальный курс не предполагает контрольно-экзаменационных форм
отслеживания результатов обучения. Педагог определяет степень успеваемости каждого
учащегося во время выполнения им творческих заданий, а так же на концертах.
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- наблюдение,
- самостоятельное выполнение творческого задания,
- выступление на тематических мероприятиях, концертах
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п
1
1.1.
1.2.
Название раздела,
темы
Вводное занятие
Входная
диагностика
Знакомство с инструментами,
история бытования
ложек.
2
Музыкальная грамота
2.1.
.
Изучение
терминологии
Изучение теории музыки.
3
Освоение инструмента
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
Формы контроля
Наблюдение
Прослушивание
2
1
1
Опрос
Наблюдение
2
1
1
Прослушивание
Наблюдение
28
2
26
Прослушивание
Наблюдение
36
2
34
Прослушивание
Наблюдение
2
70
Прослушивание
Наблюдение
2
Концерт
Беседа об исполнительском
аппарате, отработка упражнений
навыков
двигательного самоконтроля
3.2
Изучение свойства звука.
Тембровые характеристики,
динамические возможности.
3.1
4
Развитие
технических навыков
4.1
Способы и приѐмы
звукоизвлечения
Координация
движений
Творческие способности
4.2.
5
5.1
Знакомство с понятием
«импровизация», беседа об
импровизации на ложках
5.2
Исполнение партии
ложек в составе ансамбля.
6
Работа с репертуаром
72
6.1
Подробный разбор
произведения.
Подготовка к
выступлению
Контрольное занятие
2
Итого
144
6.2.
7
9
135
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
1 года обучения:
Беседа о музыке.
Тема 1.1. Знакомство с инструментами, история бытования ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Педагог в игровой форме рассказывает об
инструментах. Демонстрирует тембры, динамику.
Практика: Игра "Отгадай тембр".
Тема 1.2. Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Разновидности ложек в различных областях
России, эстетика художественного оформления. Представление инструмента в игровой форме.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под музыкальное
сопровождение дети импровизируют на ложках.
Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучение терминологии.
Теория: беседа об исполнительских терминах (лад,мажор, минор, динамика, гамма
тоника).
Практика: применение и отработка терминологии в работе над репертуаром.
Тема 2.2. Изучение теории музыки.
Теория: Базовые знания по теории музыки. Длительности, паузы. Понятия «размер»,
«такт», 2\4, 3\4, 4\4, (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), кульминация, реприза.
Практика: Исполнение ритмических рисунков, заданных педагогом. Игра «Ритмическое
эхо», «Динамическое эхо», «Угадай мелодию по ритму», «Карточки с ложками».
Освоение инструмента.
Тема 3.1. Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений, навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре.
Об исполнительском аппарате. Процесс обучения игре на ложках следует начинать со
специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к
игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры
мышечные ощущения, развить координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены,
что поможет избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости при
игре на инструменте.
Практика: Отработка правильного положения инструмента. Упражнения для развития
навыков двигательного самоконтроля:
«ДЕРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки, совсем упало деревце.
Затем необходимо восстановить тонус мышц, действуя в обратном порядке» полили деревце,
оно выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно переходит из зажатого
состояния в свободное.
Тема 3.2. Изучение свойства звука. Тембровые характеристики, динамические
возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о тембре.
Практика: Изучение строения инструмента. Черенок (ручка инструмента) и черпачок
(своеобразный резонатор). Ложки производят звуки, обладающие разной высотой — он
образуется за счѐт открытия и закрытия резонатора (черпачка) инструмента, изменение его
силы и определение точки соприкосновения с инструментом, по которой будет производиться
удар, обусловлены музыкально - художественными задачами.
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звуко-иммитации. Возможно показывать
голоса животных, птиц или передавать с помощью звучания ложек их характеры.
Звукоимитацию можно подкрепить загадками, поговорками. В этом случае ложки будут
выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
Развитие технических навыков.
Тема 4.1. Способы и приѐмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приѐмах звукоизвлечения, о штрихах.
Практика: Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко», «лягушка».
Приѐмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных ложках «ладошка», «колено»,
«дробь, тремоло, потолочек, солнце, большое коленце, перебор, ключ, Варианты ударов
для придания разнообразия и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху и снизу); по колену соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке (справа, слева); с поворотами, сидя на стульях.
Игра на трѐх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в руках ложки. Упражнение 2. «Кто
лучше сыграет? (эксперты сами дети).
Тема 4.2. Координация движений
Теория: Беседа о координации, подбор поговорок, потешек.
Практика: Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано,
пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие, делает звучание
ложек более интересным.
Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием" импровизация"
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных форм, загадок,
поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай наигрыш», Потешки и
попевки с подыгрыванием на ложках. Упражнение на импровизацию -. Музицирование в кругу
- спонтанный эмоциональный отклик на прослушанную музыку. «Комариные потешки» - кто
придумает лучшую импровизацию на трѐх ложках, где две ложки левой ладони «лягушка», а
одна правой руки - « комарик». Подбор приѐмов игры к сопровождению заданной мелодии.
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал, второстепенный.
Ритмический аккомпанемент, сольная партия.
Практика: Отработка партий. Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.
Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения.
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о культуре звука, о
технике работы над трудными местами.
Практика: Отработка технически сложных
мест, работа над интонированием,
динамикой.
Подробный разбор произведения
Разбор произведения включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
Ознакомительный
Прослушивание музыкального произведения. Педагог может сыграть произведение на
музыкальном инструменте, включая в нужных местах демонстрационный показ партии ложек.
Дети вслушиваются, делают первичный анализ произведения, обсуждают, определяют его
характер, динамику, темп, наличие и количество куплетов и припевов (если это песня), делятся
своими эмоциональными впечатлениями.
Анализ педагогом композиционной структуры произведения, выразительный и
подробный показ основных приѐмов игры на ложках, движений, действий детей, которые будут
применяться при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий — в соответствии с уровнем общей
музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков игры на ложках конкретными
детьми.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного репертуара, беседа об эстрадном волнении и
исполнительской воле.
Репетиция на сцене.
Все разделы и темы учебного плана изучаются каждый год. Отличие заключается только в
уровне овладения материалом, в степени сложности усвоения музыкального репертуара, в
совершенствовании художественного исполнения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№
п/п
1
Название раздела, темы
1.1.
Техника безопасности.
1.2.
Музыкально —
исполнительские
возможности ложек.
Музыкальная грамота
2
Вводное занятие
2.2.
Изучение
терминологии
Изучение теории музыки.
3
Освоение инструмента
2.1.
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
Формы контроля
Наблюдение
Прослушивание
2
1
1
Опрос
Наблюдение
2
1
1
Прослушивание
Наблюдение
Беседа об исполнительском
аппарате, отработка упражнений
навыков двигательного
самоконтроля
3.2
Изучение свойства звука.
Тембровые характеристики,
динамические возможности.
4 Развитие технических навыков
3.1
4.1
4.2.
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2.
7
28
2
26
Прослушивание
Наблюдение
Способы и приѐмы
звукоизвлечения
Координация
движений
Творческие способности
36
2
34
Прослушивание
Наблюдение
Знакомство с понятием
«импровизацией», беседа об
импровизации на ложках
Исполнение партии ложек в
составе
ансамбля.
Работа с репертуаром
72
2
70
Прослушивание
Наблюдение
Подробный разбор
произведения.
Подготовка к
выступлению
Контрольное занятие
2
2
Концерт
Итого
144
9
135
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
2 года обучения:
Беседа о музыке.
Тема.1.1.Знакомство с инструментами, история бытования ложек. Разновидности ложек в
различных областях России, эстетика художественного оформления.
Теория: Педагог в игровой форме рассказывает об инструментах.
Практика: Педагог
демонстрирует
тембровые возможности инструментов.
Упражнение «Угадай тембр»
Тема 1.2.Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Беседа по пройденному материалу за
предыдущий год.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под музыкальное
сопровождение дети импровизируют на ложках.
Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучение терминологии.
Теория: legato, staccato, pianissimo, piano, mezzo piano, mezzo forte, forte, fortissimo,
crescendo, diminuendo, кульминация, реприза, вольты.
Практика: Упражнение – подбери термин, определи термин.
Тема 2.2. Изучение теории музыки.
Теория: Базовые знания по теории музыки. Длительности, паузы, размер, темп, «такт»,
2\4, 3\4,4\4..
Практика: Исполнение ритмических, динамических рисунков, заданных педагогом. Игра
«Ритмическое эхо», « динамическое эхо». «Угадай мелодию по ритму».
Освоение инструмента.
Тема 3.1.Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений, навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре, об исполнительском аппарате. Процесс обучения
игре на ложках следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук, без
инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и
отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены,
что поможет избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости при
игре на инструменте.
Практика: Отработка правильного положения инструмента. Упражнения для развития
навыков двигательного самоконтроля:
«ДРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки, совсем упало деревце.
Затем необходимо восстановить тонус мышц, действуя в обратном порядке:» полили деревце,
оно выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно переходит из зажатого
состояния в свободное.
Тема 3.2.Изучение свойства звука. Тембровые характеристики, динамические
возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о тембре.
Практика: Изучение строения инструмента. Черенок (ручка инструмента) и черпачок
(своеобразный резонатор). Ложки производят звуки, обладающие разной высотой — он
образуется за счѐт открытия и закрытия резонатора (черпачка) инструмента изменение его силы
и определение точки соприкосновения с инструментом, по которой будет производиться удар,
обусловлены музыкально - художественными задачами.
Звук на ложках обладает тембровыми и динамическими свойствами:
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации. Возможность показывать
голоса животных, птиц или передавать с помощью звучания ложек их характеры.
Звукоимитацию можно подкрепить загадками, поговорками. В этом случае ложки будут
выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
Развитие технических навыков.
Тема 4.1.Способы и приѐмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приѐмах звукоизвлечения,о штрихах.
Практика: Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко», «лягушка».
Приѐмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных ложках «ладошка», «колено»,
«дробь, тремоло, потолочек, солнце , большое коленце, перебор, ключ, Варианты ударов
для придания разнообразия и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху и снизу); по колену соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке (справа, слева); с поворотами, сидя на стульях.
Игра на трѐх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в руках ложки. Упражнение 2. «Кто
лучше сыграет? (эксперты сами дети).
Тема 4.2.Координация движений Теория: Беседа о координации.
Практика: Словесное подкрепление
исполняемого
на
ложках
ритма, позволяет координационно и комплексно влиять как на речевое, так и на моторное
развитие.
С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки —
например, эффектно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По
мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно
прибавлять темп или делать постепенное ускорение. Рекомендуется исполнять ритмические
рисунки, меняя динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое
восприятие, делает звучание ложек более интересным.
Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием "импровизация"
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных форм, загадок,
поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай наигрыш», Потешки и
попевки с подыгрыванием на ложках.
Упражнение на импровизацию - Музицирование в кругу - спонтанный эмоциональный
отклик на прослушанную музыку. «Комариные потешки» - кто придумает лучшую
импровизацию на трѐх ложках, где две ложки левой ладони «лягушка», а одна правой руки
- « комарик».
Подбор приѐмов игры к сопровождению заданной мелодии.
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал, второстепенный.
Ритмический аккомпанемент, сольная партия.
Практика: Отработка партий. Закрепление сольных или аккомпанирующих партий — в
соответствии с уровнем общей музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков
игры на ложках конкретными детьми.
Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о культуре звука, о
технике работы над трудными местами.
Практика: Отработка технически сложных мест, работа над интонированием, динамикой.
Подробный разбор произведения Разбор произведения включает в себя несколько
взаимосвязанных этапов:
Ознакомительный
Прослушивание музыкального произведения. Педагог может сыграть произведение на
музыкальном инструменте, включая в нужных местах демонстрационный показ партии ложек.
Дети вслушиваются, делают первичный анализ произведения, обсуждают, определяют его
характер, динамику, темп, наличие и количество куплетов и припевов (если это песня) делятся
своими эмоциональными впечатлениями.
Анализ и объяснение педагогом композиционной структуры произведения,
выразительный и подробный показ основных приѐмов игры на ложках, движений, действий
детей, которые будут применяться при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного
репертуара, беседа об эстрадном волнении и
исполнительской воле.
Практика: Репетиция.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
п/п
1
Название раздела,
темы
Вводное занятие
1.1.
Техника безопасности.
1.2.
Музыкально —
исполнительские возможности
ложек.
Музыкальная грамота
2
2.2.
Изучение
терминологии
Изучение теории музыки.
3
Освоение инструмента
2.1.
Беседа об исполнительском
аппарате, отработка упражнений
навыков двигательного
самоконтроля
3.2
Изучение свойства звука.
Тембровые характеристики,
динамические возможности.
4
Развитие технических навыков
Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
Формы контроля
Наблюдение
Прослушивание
2
1
1
Опрос
Наблюдение
2
1
1
Прослушивание
Наблюдение
28
2
26
Прослушивание
Наблюдение
36
2
34
Прослушивание
Наблюдение
3.1
4.1
4.2.
5
5.1
Способы и приѐмы
звукоизвлечения
Координация
движений
Творческие способности
Знакомство с понятием
«импровизацией», беседа об
импровизации на ложках
5.2
6
6.1
6.2.
7
Исполнение партии ложек в
составе
ансамбля.
Работа с репертуаром
72
Подробный разбор
произведения.
Подготовка к
выступлению
Контрольное занятие
2
Итого
144
2
9
70
Прослушивание
Наблюдение
2
Концерт
135
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
3 года обучения:
Беседа о музыке.
Тема.1.1.Знакомство с инструментами, история бытования ложек. Разновидности ложек в
различных областях России, эстетика художественного оформления.
Теория: Педагог в игровой форме рассказывает об инструментах.
Практика: Педагог
демонстрирует
тембровые возможности инструментов.
Упражнение «Угадай тембр»
Тема 1.2.Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Беседа по пройденному материалу за
предыдущий год.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под музыкальное
сопровождение дети импровизируют на ложках.
Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучение терминологии.
Теория: legato, staccato, pianissimo, piano, mezzo piano, mezzo forte, forte, fortissimo,
crescendo, diminuendo, мотив, фраза, предложение, кульминация, реприза, вольты.
Практика: Упражнение – подбери термин, определи термин.
Тема 2.2.Изучение теории музыки. Базовые знания по теории музыки.
Длительности, паузы, размер, темп, «такт», 2\4, 3\4,4\4..
Практика: Исполнение ритмических, динамических рисунков, заданных педагогом. Игра
«Ритмическое эхо», « динамическое эхо». «Угадай мелодию по ритму».
Освоение инструмента.
Тема 3.1.Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений, навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре, об исполнительском аппарате. Процесс обучения
игре на ложках следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук, без
инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и
отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены,
что поможет избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости при
игре на инструменте.
Практика: Отработка правильного положения инструмента. Упражнения для развития
навыков двигательного самоконтроля:
«ДРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки, совсем упало деревце. Затем
необходимо восстановить тонус мышц, действуя в обратном порядке:» полили деревце, оно
выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно переходит из зажатого
состояния в свободное.
Тема 3.2.Изучение свойства звука. Тембровые характеристики, динамические
возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о тембре.
Практика: Ложки производят звуки, обладающие разной высотой — он образуется за счѐт
открытия и закрытия резонатора (черпачка) инструмента изменение его силы и определение
точки соприкосновения с инструментом, по которой будет производиться удар, обусловлены
музыкально - художественными задачами.
Звук на ложках обладает тембровыми и динамическими свойствами:
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации. Возможность показывать
голоса животных, птиц или передавать с помощью звучания ложек их характеры.
Звукоимитацию можно подкрепить загадками, поговорками. В этом случае ложки будут
выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
Развитие технических навыков.
Тема 4.1.Способы и приѐмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приѐмах звукоизвлечения, о приѐмах игры на ложках для
аккомпанемента к песням, основных понятий, применяемых в технике исполнения;
Практика: Изучение приѐмов игры на ложках для аккомпанемента к песням, основных
понятий, применяемых в технике исполнения;
Отработка техники исполнения приѐмов игры на ложках: «удары», «маятник»,
«тремоло», «форшлаг с ударами», «соседка».
Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко», «лягушка».
Приѐмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных ложках «ладошка», «колено»,
«дробь, тремоло, потолочек, солнце , большое коленце, перебор, ключ, Варианты ударов
для придания разнообразия и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху и снизу); по колену соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке (справа, слева); с поворотами, сидя на стульях.
Игра на трѐх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в руках ложки. Упражнение 2. «Кто
лучше сыграет? (эксперты сами дети).
Тема 4.2.Координация движений Теория: Беседа о координации.
Практика: Словесное подкрепление
исполняемого
на
ложках
ритма, позволяет координационно и комплексно влиять как на речевое, так и на моторное
развитие.
С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки —
например, эффектно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По
мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно
прибавлять темп или делать постепенное ускорение. Рекомендуется исполнять ритмические
рисунки, меняя динамику (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое
восприятие, делает звучание ложек более интересным.
Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием "импровизация" Изучение приѐмов игры на ложках для
аккомпанемента к песням, основных понятий, применяемых в технике исполнения;
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных форм, загадок,
поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай наигрыш», Потешки и
попевки с подыгрыванием на ложках.
Упражнение на импровизацию - Музицирование в кругу - спонтанный эмоциональный
отклик на прослушанную музыку. Подбор приѐмов игры к сопровождению заданной мелодии.
Обучающийся будет уметь применять полученные знания на практике, используя игру на
деревянных ложках, уметь аккомпанировать на ложках песню (или части песни: припев,
проигрыш)
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал, второстепенный.
Ритмический аккомпанемент, сольная партия.
Практика: Отработка партий. Закрепление сольных или аккомпанирующих партий — в
соответствии с уровнем общей музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков
игры на ложках конкретными детьми.
Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о культуре звука, о
технике работы над трудными местами.
Практика: Отработка технически сложных мест, работа над интонированием, динамикой.
Подробный разбор произведения Разбор произведения включает в себя несколько
взаимосвязанных этапов:
Ознакомительный
Прослушивание музыкального произведения. Педагог может сыграть произведение на
музыкальном инструменте, включая в нужных местах демонстрационный показ партии ложек.
Дети вслушиваются, делают первичный анализ произведения, обсуждают, определяют его
характер, динамику, темп, наличие и количество куплетов и припевов (если это песня) делятся
своими эмоциональными впечатлениями.
Анализ и объяснение педагогом композиционной структуры произведения,
выразительный и подробный показ основных приѐмов игры на ложках, движений, действий
детей, которые будут применяться при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного репертуара, беседа об эстрадном волнении и
исполнительской воле.
Практика: Репетиции.
Учебно – тематический план
4 года обучения
№
п/п
Содержание
Количество часов
Теория Практика Всего
Игра на русских народных
инструментах (ложки,
трещотки, бубен).
132
132
Формы аттестации
контроля
Текущий контроль
-
1
Работа с репертуаром
( подробный разбор
произведения).
Промежуточная
диагностика
-
2
3
Хореография. Доступные
элементы русских народных
танцев. Постановка
хороводов.
Подготовка к выступлениям
Итоговая диагностика
музыкального развития.
Внекружковые мероприятия:
Показательные выступления
Всего:
-
70
70
-
12
2
12
2
Текущий контроль
Итоговая диагностика
Отчетный концерт
-
216
216
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
4 года обучения
Творческая деятельность.
Введение элементов хореорафии.
Занятия проводятся в форме репетиций.
1. Игра на русских народных инструментах (ложки, бубен, трещотки) (132 ч)
Практика: исполнение музыкальных произведений, совершенствование исполнительской
техники.
2. Хореография (70 ч)
Практика: развитие навыков хореографии; выработка правильной, красивой осанки;
постановка хороводов; освоение элементов народного танца («ручеёк», «колонны», «прочес»).
3. Подготовка к выступлениям (12часов)
Итоговая аттестация (2 часа)
Примерный репертуар
«Светит месяц» русская народная песня.
«Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
«Улыбка» музыка Шаинского.
«Тень, тень, потетень» русская народная песня.
«Антошка» музыка Шаинского.
«Я на гору шла» русская народная песня.
«Во кузнице» русская народная песня.
«Жили у бабуси» русская народная песня.
«На зеленом лугу» русская народная песня.
«Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
«Матрешки» русская народная песня.
«А я по лугу» русская народная песня.
«Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
«Утушка луговая» русская народная песня.
«Калинка» русская народная мелодия.
«Лапти» русская народная песня.
Игра на народных музыкальных инструментах
«Из-под дуба» русская народная песня.
«Купавушки» русская народная колыбельная.
«Как у наших у ворот» русская народная песня.
«Ходила младешенька по борочку» русская народная песня.
«Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
«Левониха» русская народная мелодия.
«Ах, вы сени» русская народная мелодия.
«Пойду ль, выйду ль я» русская народная песня.
«Русские наигрыши» русская народная мелодия.
Музыкально ритмические движения:
Танец с ложками; русская народная мелодия.
Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.
Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.
Танец «Облака»; муз. Шаинского.
Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.
Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.
Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.
Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.
Дополнительный музыкальный материал.
Родина, русская народная песня в обработке С. Сиротина,
Степь да степь кругом,
Тонкая рябина,
Ой, да не вечер,
Как в лесу, лесочке,
То не ветер ветку клонит,
Вечор ко мне, девице,
Улица, ты улица,
Уж ты, сад,
На горе-то калина,
Пчелочка златая,
Чернобровый, черноокий,
В низенькой светелке,
Над полями да над чистыми,
Как у бабушки козел,
Как у наших у ворот,
Калинка,
Выйду ль я на реченьку,
Светит месяц,
Вдоль по Питерской,
Вечерний звон,
Во саду ли, в огороде, русские народные песни,
Во поле береза стояла, русская народная песня в обработке А. Дворжака,
Перепелочка,
Ой, рано на Ивана,
Ты скажи нам, березонька, белорусские народные песни,
Выйди, выйди, солнышко,
Стоит гора высокая,
Гей, у поля вишня,
Черные брови,
Казачок,
Дивлюсь я на небо, украинские народные песни,
Санта-Лючия, итальянская народная песня
Два кота, Краковяк,
Шла девица, польские народные песни,
Светлячок, грузинская народная песня,
Камертон, норвежская народная песня,
Большой олень, французская народная песня в обработке М. Раухвергера,
Танец утят,
Веселые приключения,
В Авиньоне на мосту, французские народные песни,
Хоровод, панамская народная песня,
Мое солнышко! итальянская народная песня в обработке Э. Капуа, слова Капуро, русский
текст В. Пугачева,
Прогулка с отцом, индонезийская народная песня,
Все хорошо, прекрасная маркиза, французская народная песенка в обработке А.
Цфасмана, перевод А. Безыменского,
Маленький Джо, американская народная песня, обработка и русский текст В. Локтева.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы
Основным видом деятельности является – творческая. При обучении используются
основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, также как
словесные, наглядные, практические. Выбор методов (способов) обучения зависит от
психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в
процессе обучения все методы реализуются в теснейшей связи. Методика проведения занятий
предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления трудностей в
освоении изучаемого материала.
Также для реализации Программы используются разработки:
-бесед
-игр
-сценариев мероприятий
Беседа
“Ложка расписная, ложка хохломская”
Цель: приобщать детей к истории и культуре русского народа.
Задачи:
Расширять кругозор детей об истории возникновении ложки, о способе изготовления
хохломской ложки.
Развивать интерес к народному творчеству.
Воспитывать чувство гордости и уважения к искусству своего народа.
“Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься не даёт.” (ложка)
Ложка – очень важный предмет в нашей жизни, без нее невозможно обойтись. Её
необходимость люди поняли очень-очень давно, ещё в древние времена. Первые ложки были
сделаны из обожжённой глины и представляли собой полушар с ручкой. И только потом люди
начали использовать различные материалы для изготовления ложек. Ложки были сделаны из
слоновой кости, из олова, меди, серебра, бронзы. Самый распространённый материал для
изготовления ложек в Скандинавии и на Руси было дерево – осина, берёза, ольха, липа.
Ложка – это самый практичный предмет из всех столовых приборов. Несмотря на то, что
она предназначена для жидкой пищи, её можно использовать и в качестве вилки, ножа или
поварёшки. На Руси у богатых ложки были золотыми или серебряными, а у бедных
деревянные. Они получались лёгкими, удобными, не нагревались от горячей пищи. Ложки
изготавливали специальные мастера, их называли ложкари или “ложечники”. Неокрашенными
ложками пользовались каждый день, а по праздникам и для подарков доставали люди
расписные.
Есть в народе и свои пословицы о ложке:
“Красна ложка едоком, лошадь ездоком”
“Дорога ложка к обеду”
Расписные ложки появились в 17 веке – красные, сочные ягоды рябины и земляники,
цветы, ветки, птицы. Традиционные цвета: чёрный, иногда красный, зелёный на золотом фоне.
Мастера старались сделать ложки красивыми - украшали их. Именно поэтому они из разных
областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены
хотьковскиеложки, росписью – хохломские, выжиганием – вятские. Готовые ложки покрывали
лаком и обжигали в печи.
На ложках на Руси гадали, использовали ее как оберег, как символ. Это символ сытости,
благосостояния и довольства.
Посмотрите на эту ложку, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота.
Своей красотой хохломские изделия могут поспорить с дорогой посудой из золота или серебра,
хотя сделаны они из дерева. Почему называют эти ложки хохломскими?
В стародавние времена в дремучих нижегородских лесах было торговое село Хохлома. На
земле было нелегко прокормиться крестьянским трудом. Вот люди и приноровились
расписывать деревянную посуду. В народе поговаривали, что расписывал художник посуду, не
простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. И слава о ней разнеслась по
всей Руси. Русские деревянные ложки стали предметом искусства. Иностранные гости увозят
их домой в качестве сувенира.
Мир волшебной хохломы
Удивляя, прорастая,
Как-то празднична жива.
Молодая, непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной хохломы.
Деревянные ложки часто использовались и как музыкальный инструмент.
Ложки разными бывают
И на них порой играют,
Отбиваем ритм такой
Сразу в пляс пойдёт любой.
Элементы игры на ложках.
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав,
таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает
цоканье копыт.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.
Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.
Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим
образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами.
На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от
колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом
и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по
плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с
одновременным
небольшим
наклоном
корпуса
влево,
вправо.
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю
левой руки.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и
обводя вокруг головы слева на право, получается круг. «Круг» – ударяют по ладони левой руки,
плечу
левой
руки,
плечу
правой
руки,
колену
правой
ноги.
А теперь приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку
прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А
ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки
как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того
как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке,
по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами
ложки оложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют
скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя
и на себя.
Вот сколько интересного мы узнали о таком обыкновенном предмете. Наши ложечки не
только красивы, но и звучат замечательно. Люди не только кушали этими ложками, но и с
удовольствием на них играли.
Цели: познакомить детей с традициями русского народа, развивать речь учащихся,
обогащать словарный запас,обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к
старшим.
Выходят дети-ведущие.
1.Внимание! Внимание!
Весёлое гуляние!
Собирайся скорее, народ!
Видишь, Масленица к нам идёт!
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
2.Масленица, будь здоровенька,
Тебя встретим хорошенько!
С блинами,
С каравайцами,
С варениками!
3.Маслена неделя
В гости прилетела.
На пенёчек села,
Оладышек съела,
Другим закусила,
Домой потрусила.
4.Приходите к нам на праздник
И тихони, и проказник.
Будет чай у нас горяч…
Будет блин да калач,
Будут игры и смех,
Будет праздник для всех!
.Поспешайте, наряжайтесь,
К нам на праздник собирайтесь!!!
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать к нам на широк двор
На Широкую Масленицу!
Мы добрым гостям завсегда рады!
Мы их привечаем, сладким чаем
Да блинами угощаем!
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый,
разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной,
Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С
Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба –
кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».
Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось,
что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей
оказывались почести как редкой гостье.
Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).
Дети-ведущие:
1.Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,
Масленица годовая.
Гостья наша дорогая!
Она пешей к нам не ходит,
Всё на конях приезжает,
У ней кони вороные,
Слуги молодые.
Ой, Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печёным яйцом!
2. Внимание! Внимание!
Весёлое гуляние!
Масленица! Широкая Масленица!
Ну-ка все повеселимся,
В пляске быстрой закружимся!
Нужно в хоровод нам встать,
Масленицу прославлять!
Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)
А мы Маслену встречали,
На горушке побывали,
Повстречали, душа, повстречали.
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Выстилали, душа, выстилали.
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали,
А мы Маслену встречали,
Поливали, душа, поливали.
Повстречали, душа, повстречали.
Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую
неделю. Каждый день имеет своё название.
Дети-ведущие:
Понедельник Масленицы назывался «Встреча».
В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же
круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.
Ведущая: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой
подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.
А вы какие поговорки о блинах знаете?
Блин не клин, брюха не расколет.
Без блинов не Масленица,
Без пирогов - не именины.
Блин добр не один.
Первый блин - комом,
Второй – с маслом,А третий – с квасом.
Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и
разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на
санях.
Ведущая: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть? Есть такая народная игра
«Бояре».
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые
выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую
сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему
это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь
не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае
второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков
Выбирают водящего с помощью считалочки. А он набирает себе команду:
игра «Кочерга»
- Как зовут?
- Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он
называет свое настоящее имя – шаг назад)
О чём напишешь доклад?
- Что ел на завтрак?
Что подаришь маме на 8 марта?
- С кем ты любишь разговаривать по
Твоя любимая игрушка?
ночам?
Где ты живёшь?
- Чем ты чистишь зубы?
Что ты ешь на обед?
- А кто твои бабушка с дедушкой?
Чем ты подметаешь пол?
-Чем ты ковыряешься в носу?
Как зовут твоего друга?
За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся
(ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает
игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у
детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно,
проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья
.
Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для
забавы любимого зятя созывали всех своих родных.
Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки
отгадывать умеете
Загадки.
Она приходит с ласкою
Стоит в углу Агрипина,
И со своею сказкою.
Большой рот разиня.
Волшебной палочкой
Пасть открывает,
Взмахнет,
Что дают – глотает.
В лесу подснежник
Зимой она ест и фырчит,
Расцветет.
А летом голодная спит. (Печь)
(Весна)
Стоит толстячок,
Подбоченя бочок.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Шипит и кипит,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Движения полна, зовут меня ...
Что на сковородку наливают,
(весна)
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Черна, мала крошка,
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
Соберут немножко,
В улей пчела первый мед принесла.
В воде поварят
Ребята съедят. (Каша) Шагает красавица, Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
Была белая да седая,
И по снежку, и по цветку.
Пришла зелёная, молодая.
(Весна)
(Зима и весна)
Тает снежок, ожил лужок.
Рыхлый снег
День прибывает. Когда это бывает?
На солнце тает,
(Весна)
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Я раскрываю почки,
Значит,
в зелёные листочки.
К нам пришла ...
Деревья одеваю,
(Весна)
посевы поливаю,
Движения полна,
Солнце печёт,
зовут меня ...
Липа цветёт.
(весна)
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Зазвенели ручьи,
(Весной)
прилетели грачи.
В улей пчела
Прилетела пава,
первый мёд принесла.
Села на лаву,
Кто скажет, кто знает,
Распустила перья
когда это бывает?
Для всякого зелья.
(Весна)
(Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)
Мать толста, дочь красна, сын храбр – под
небо ушёл. (Печь, огонь, дым)
Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам
– молчит. (Сковорода)
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
(Самовар)
Возьму пыльно, сделаю жидко,
Брошу в пламень – будет как камень.
(Мука, тесто, хлеб)
На горячем донце выпекают солнце.
(Блин)
На сковороду ручейком, со сковороды –
солнышком. (Блин)
В голубенькой рубашке
Скороговорки(конкурс).
Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво.
Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у свинки, чешуя у щучки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!
Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В
старину это были кулачные бои, но без крови и синяков(Бармины?), катание на
тройках(мальчики с колокольчиками), взятие снежной крепости(снежки из синтепона).
Ведущая: И мы не лыком шиты!
- Выходи, честной народ. Нас частушка в пляс зовёт!
«докучные сказки».
А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:
«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.
Не начать ли сказку сначала?»
«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).
Рассказывают два ученика:
Сказка про ворону.
Шёл я как – то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Шёл опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришёл на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришёл на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет…
Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.
(дети разыгрываются сценки)
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Так иди сам.
- Да медведь не пускает!
Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Что ж, раз мамка велит, надо идти!
Ведущая: Продолжаем веселиться,
Ручеёк уже струится.
Русская народная игра «Ручеёк».
Под песню Н.Кадышевой «Течёт ручей, бежит ручей…»
Русская народная игра «Гори – гори ясно…»
Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки
.Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Игра: «Заплети косу» (участвуют девочки).
Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и
знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга
прощения за большие и малые обиды.
Ведущая: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая
ароматного. Всем желаем общения приятного!
Чаепитие.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.
Пригласили нас с подружкой на веселый праздник
В викторинах и кроссвордах приняли участье.
А когда проголодались, что же мы увидели?
Как в продаже появились блинчики любимые.
Припев:
Блинчики, блинчики, блинчики хорошие
Блинчики, блинчики, блинчики пригожие
Блинчики, блинчики, блинчики румяные
С маслом, медом и клубникой, да еще с бананами.
Этот день запомнился мне с моей подружкой
Быстро время пролетело, не было нам скучно
И на этом празднике очень все понравилось
Потому что продавали блинчики да с маслицем.
Припев.
Хороводы мы водили, в ручейки играли
Баянисты для людей весело играли
Все смотрели на столы и в ладоши хлопали,
А закончили играть, блинчики все слопали.
3.2 Условия реализации программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от
правильной организации рабочего пространства. Комната для занятий должна быть хорошо
освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столы,
табуреты ,шкаф для хранения инструментов. Для работы необходимо иметь достаточное
количество наглядного и учебного материала (русские народные инструменты, фонограммы), а
также технические средства обучения (музыкальный центр ноутбук).
3.3 Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Д.А.Рытов
2006г.
- У нашего двора нет веселья конца- Спб.Изд -во Музыкальная палитра,
2. Д. А. Рытов - Русская ложка — Умп — Спб. Композитор, 2011г.
3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа .М., 2000.
4. Петров В.П.., Гришина
Н.Г. Осенние
праздники, игры и
детей.,М.ТЦ» Сфера», 1999.
5. И.Каплунова - Ансамбль ложкарей- Спб.Изд.-во «Невская нота», 2015.
забавы для
6. Список литературы для детей:
7. Тимофеева О.Е. - Сказки о музыкальных инструментах. - Спб. Композитор,2010г.
8. Финкельштейн
Э. Маленький
словарь
маленького музыканта —
Спб. Композитор, 2010г.
Электронные образовательные ресурсы
Перечень CD
Материалы
1.
Пальчиковая
гимнастика
ЦР Анима 2007
- пальчиковые игры
Использование к разделам в
образовательной программе
Постановка исполнительского
аппарата
Организация ритмических игр
Развитие творческих способностей
- познавательные
материалы, творческие
материалы
- творческие задания, Развитие интонационно- ритмического
3.
Театральные шумы ЦР
сочинения стихов,
Анима
слуха
считалок
2007
- сценарии праздников с Знакомство с историей инструментов
4.
«У нашего двора нет
веселью конца»
использованием народных Ознакомление с приемами игры на
Рытов Д.
шумовых ударных инструментах
инструментов
СПб.: Композитор, 2010.
2.
Звуки природы ЦР
Анима, 2007
5.
Сказки о музыкальных
инструментах Тимофеева О.
СПб.: Композитор, 2010.
Детский альбом П.И.
Чайковский
«Мы рисуем музыку» ЦР
Анима,
2007.
7.
«Зримый звук.
Музыкальные инструменты
в изобразительном искусстве»
ЦР Анима 2007.
6.
8.
«Мир русской домры»
Тамара Вольская 1996.
9.
Александр Цыганков
Ансамбль «Скоморохи» 1998.
- «Портреты»,
автобиографии
инструментов, приемы
игры на инструментах,
сведения об устройстве
инструментов
-исполнение пьес в
исполнении
фортепьяно,
синтезатора, ударных
инструментов
- музыкальные
произведения исполняются
на экспонатах музея
музыкальных
инструментов в
Шереметьевском
дворце
- музыка для домры,
переложение
репертуара со скрипки,
мандолины, лютни
- современные
исполнители на домре,
исполнительство
Знакомство детей с инструментами
оркестра
Знакомство с тембрами инструментов
Освоение понятий ЭТМ
Знакомство с историей инструментов
Выдающиеся исполнители на домре
Знакомство с музыкой барокко
Выдающиеся исполнители на домре
Владение виртуозной техникой
Исполнение произведений на домре
(соло, в сопровождении ансамбля)
Интернет - ресурсы
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru Всероссийский - Интернетпедсовет. http://www.pedsovet
- В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
- Домра. Народные инструменты http://folkinst.narod.ru Домра, балалайка, мандолина
http://domrist.ru
- Воспитание детей дошкольного возраста. http://doshvozrast.ru/
http://www.artterem.ru/rubricator