ФАНТАЗЕРЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЭВРИКА»

«ПРИНЯТО»
На педагогическом совете
МАОУ ДО «ДДТ «Эврика»

Протокол № O'f
От «X /»
АХ 20ХХгода

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ФАНТАЗЕРЫ»

Направленность: художественная

Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 4 года

Разработчики программы: Дубовская Оксана Васильевна,
педагог дополнительного образования

г. Северобайкальск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазеры» составлена на
основании федерального закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября
2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Программа имеет художественную направленность. Базовый уровень. В ходе ее
освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран,
приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Эта программа – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая
современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое
систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в
отдельных видах изобразительного искусства.
1.2. Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя

развитию

воображения

и

фантазии,

пространственного

мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании,

реализовать

желание

создавать

нечто

новое

своими

силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать
искусство от дешевых поделок.
Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и
создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей,
способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия
изобразительным

творчеством

появляются

реальные

психологические проблемы детей, возникающие

возможности

решать

у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства

отводится ограниченное

время, развитие художественного

творчества

школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно
актуальным.

1.3. Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной, для написания в основу была взята
следующая программа: Программа дополнительного художественного образования детей
Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», рекомендованная Министерством
образования и науки РФ.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по
нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет, ориентирована на то,
чтобы

дать

им

базовое

систематизированное

образование

по

ИЗО,

основанное

на

преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, графика,
композиция.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и
теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в
данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех
видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и
будут

выбраны

им

для

дальнейших

углублённых

занятий.

Тем самым программа «Фантазёры» не только дает основательную базу по ИЗО, своего
рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для
обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном
поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за
его

пределами

в

специализированных

художественных

школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа
рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые
школьные

программылибо

примерные

программы

дополнительного

образования.

Продолжительности обучения (в первый год обучения – 144 часа, во второй и третий год,
и четвертый год обучения 216 часов ) потребовало авторской разработки целого ряда
новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и
углубления

традиционно

преподаваемых

тем.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами
графики; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о
различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем
по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических
заданий.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет
детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к
концу четвертого года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря
на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного
возраста.
В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских
методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых
приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей
младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные
ситуации,

игровые

задания,

театрализованные

действия

стимулируют

интерес,

фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих
способностей,
Активное

ощущает

включение

себя

игровых

форм

волшебником,
обусловлено,

творцом,
прежде

художником.

всего,

возрастными

особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только
удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно
развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным
творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к
художественному самовыражению
1.4. Педагогическая целесообразность.
Разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это
касается всех обучающихся, ведь в объединение принимаются дети с разной степенью
одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребёнку.
1.5. Цель программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий
изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной
культуры.
1.6. Задачи программы.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
− знакомство с жанрами изобразительного искусства;
− знакомство

с

различными

художественными

материалами

и

техниками

изобразительной деятельности;
− овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

− приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми обще учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение
содержания программы):
− развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
фантазии, воображения;
− развитие колористического видения;
− развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное.
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
− формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё
рабочее место);
− развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои
достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные
ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим
людям, самому себе):
− формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
− формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
− воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
− воспитание аккуратности.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Возраст обучающихся: первого года обучения – 7-9 лет, второго года обучения – 8-10 лет,
третьего и четвертого года обучения – 9-14 лет.
1.8. Формы занятий:
Для реализации программы используются формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий
год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го
года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех
или

иных

техниках

с

различными

материалами

(обучающиеся

получают

преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у
детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в
изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.

2. Объем программы:
2.1. Объем программы
Программа рассчитана на 4 года обучения при постоянном составе детей. В 1-й год
обучения – 144 часа, во 2-й , 3-й и 4-й год обучения 216 часов Наполняемость учебной
группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 10-15 чел., второго
года обучения – 10-13, третьего года обучения – от 9 до 13, четвертого года обучения – от
7 до 10 обучающихся в группе
2.2. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения при постоянном составе детей. (792 часа).
2.3. Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:

− в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
− во второй третий и четвертый год обучения – два раза в неделю по 3 часа с 10минутным перерывом каждый час.

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня
овладения

детьми

изобразительной

грамоты.

Дети

будут

знать

специальную

терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с
основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут
знать:
− основные и дополнительные цвета;
− цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
− понятие симметрии;
− контрасты форм;
− свойства красок и графических материалов;
− азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
уметь:
− смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
− правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
− грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
− работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
− умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
− трудолюбие;
− самостоятельность;
− уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
− контрасты цвета;
− гармонию цвета;
− азы композиции (статика, движение);
− пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
− выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
− соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

− работать с натуры;
− работать в определённой гамме;
− доводить работу от эскиза до композиции;
− использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
− умение работать в группе;
− умение уступать;
− ответственность;
− самокритичность;
− самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
− основы линейной перспективы;
− основные законы композиции;
− пропорции фигуры и головы человека;
− различные виды графики;
− основы цветоведения;
− свойства различных художественных материалов;
− основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
− работать в различных жанрах;
− выделять главное в композиции;
− передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
− сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
− строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,
прямоугольник);
− критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
− умение воспринимать конструктивную критику;
− способность к адекватной самооценке;
− умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
− трудолюбие, упорство в достижении цели;
− эмпатия, взаимопомощь.
К концу четвертого года обучения дети будут знать:
− основные законы композиции;
− пропорции фигуры и головы человека;

− основы живописи;
− основы цветоведения;
− основные жанры изобразительного искусства;
− биографию художников живописцев;
− название произведений художников живописцев;
уметь:
− работать в различных жанрах;
− выделять главное в композиции;
− самостоятельно изображать выбранный образ;
− критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
− умение воспринимать конструктивную критику;
− способность к адекватной самооценке;
− умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
− трудолюбие, упорство в достижении цели;
− эмпатия, взаимопомощь.
3.2. Способы и формы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
− через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
− через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому
году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень
овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение
анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к
занятиям.
Оценка осуществляется по 5-балльной системе.

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 3 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 4 до 5 баллов – за «правильный ответ».

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

№

Наименование разделов и тем

Количество часов
Теория

Формы контроля

Практика Всего

1

Введение в программу

2

2

1.1

Знакомство с программой.
Особенности первого года
обучения

1

1

1.2

Правила техники безопасности в
изостудии

1

2.

Живопись

5

25

30

2.1

Свойства красок

1

5

6

2.2

Королева Кисточка и волшебные
превращения красок

1

5

6

2.3

Праздник тёплых и холодных
цветов

1

5

6

2.4

Серо-чёрный мир красок

1

5

6

2.5

Красочное настроение

1

5

6

3

Рисунок

7

23

30

Фронтальный
контроль учащихся.
Индивидуальный
опрос учащихся.

1

Входящая
диагностика.
Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.
Индивидуальный
устный контроль.
Фронтальный
контроль учащихся.

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Анализ выполненных
работ.

3.1

Волшебная линия

1

5

6

Защита творческих

3.2

Точка

1

3

4

работ.

3.3

Пятно

1

3

4

Индивидуальный
устный контроль.

3.4

Форма

1

5

6

3.5

Контраст форм

1

5

6

Индивидуальный
опрос учащихся.

3.6

Диагностика

2

2

4

Промежуточная
диагностика.

4

Декоративное рисование

5

37

42

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.

4.1

Симметрия

1

7

8

4.2

Стилизация

1

7

8

работ.

4.3

Декоративные узоры

1

8

9

Защита творческих

4.4

Орнамент

1

5

6

4.5

Сказочная композиция

1

11

12

устный контроль.

5

Художник и природа

3

11

14

Практическая работа.

Анализ выполненных

работ.
Индивидуальный

Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.
Анализ выполненных
Образы водного и подводного
мира

1

5.2

Образы животного мира

1

5

6

работ.

5.3

Человек и природа

1

3

4

Индивидуальный

5.1

3

4

работ.
Защита творческих

устный контроль.
6

Выразительные средства
графических материалов

4

14

18

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.
Анализ выполненных

6.1

Цветные карандаши

1

3

4

6.2

Гелевые ручки, тушь

1

3

4

Защита творческих

6.3

Восковые мелки, фломастеры

1

3

4

работ.

6.4

Пастель, уголь

1

5

6

Индивидуальный

работ.

устный контроль.
7

Экскурсии в музеи и на

6

6

выставки

Текущая форма
контроля.
Фронтальный опрос
учащихся.

8

Итоговое занятие

2

2

Индивидуальный
контроль.

Итоговая диагностика.
Итоговая выставка.
Итого

34

110

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для
перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения
разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами
работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в
цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и
выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие,
круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие
различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик»,
«звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки
(красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов
путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная
буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности
тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство
прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое

занятие.

Выполнение

заданий:

упражнение

на

зрительную

и

ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка»,
«Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство
оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление
цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании
ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,
«Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как
степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой
или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при
добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок

как

непосредственный

вид

искусства.

Рисунок

простым

карандашом,

фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми
мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и
сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый,
хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание
карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие,
большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание

изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма
с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель,
цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом»,
«Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности,
размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными
способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг
на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов.
Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими,
природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо»,
«Отгадай фантастическое животное».
Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая
художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их
строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной
хоровод».
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней
линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа
изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей
прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка»,
«Образ из пятна».
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного
видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность
изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими
образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные
кони».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на
стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие
узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки»,
«Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с
его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные
и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы»,
«Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от
эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных
героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудобогатыри», «Добрая сказка».
Раздел 5. Художник и природа.
Художники и природа. Знакомство с явлением контраста, цвета, тени в природе.
Тема 5.1. Водный и подводный мир.
Рисование сюжетное «Подводный мир». Беседа о сказочном подводном мире, о богатстве
его цветовых оттенков.
Практическое

занятие.

Выполнение

«Дельфины».
Тема 5.2. Образы животного мира.

заданий:

«Аквариум»,

«Подводный

мир»,

Знакомство с анималистическим жанром с методом тычка щетинной кистью. Беседа о
домашних животных, знакомство с работами художников иллюстраторов, объяснение
алгоритма изображения.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Коза дереза», «Заяц в лесу».
Тема 5.3. Образ человека в природе.
Знакомство с художественным жанром портрет, с понятием мимика, знакомство с
художниками портретистами. Знакомство с пропорциями рисования человеческого тела.
Практическое занятие.«Настроение», «Рисование добрая и злая волшебница», «На
полянке полежу».
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные,
простые и загадочные.
Тема 6.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем
мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,
«Разноцветные ёжики».
Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание
разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной
линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной
бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и
паутина».
Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.
накомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование
с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому
фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров
(тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема 6.4. Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка
пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной
бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и
бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный
герой».
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства
(живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства.
Раздел 8. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№

Наименование разделов и тем

Количество часов
Теория

Формы контроля

Практика Всего

1

Введение в программу

2

2

Фронтальный

1.1

Правила техники
безопасности

1

1

1.2

Особенности второго года
обучения

1

2.

Королева Живопись

8

36

44

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.

2.1

Гармония цвета

3

12

15

Проведение выставки.
Индивидуальный
устный контроль.

2.2

Контраст цвета

3

12

15

контроль учащихся.
Индивидуальный
опрос учащихся.

1

Входящая
диагностика.

Фронтальный
контроль учащихся.

2.3

Цветные кляксы

2

12

14

3

Азбука рисования

6

37

43

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.
Анализ выполненных

3.1

Пропорции

2

13

15

работ.
Защита творческих

Плоскостные и объемные
изображения

2

3.3

Рисование с натуры и по памяти

2

11

13

3.4

Диагностика

3

3

6

3.2

13

15

работ.
Индивидуальный
устный контроль.

Фронтальный
контроль учащихся.
Индивидуальный
опрос учащихся.
Промежуточная
диагностика.

4

Пейзаж

5

33

38

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.
Анализ выполненных
работ.
Защита творческих

4.1

Образ дерева

2

10

12

4.2

Живописная связь неба и
земли

1

9

10

4.3

Времена года

2

13

15

5

Художник и природа родного
края

3

11

24

работ.
Индивидуальный
устный контроль.

Практическая работа.
Текущая форма
контроля.
Проведение выставки.
Анализ выполненных
работ.
Защита творческих
работ.

5.1

Мир природы

1

8

9

5.2

Мир животных

1

8

9

5.3

Мир человека

1

5

6

6

Азы композиции

6

37

43

Индивидуальный
устный контроль.

Практическая работа.
Текущая форма

контроля.
Проведение выставки.
6.1

Линия горизонта

1

8

9

Анализ выполненных
работ.
Защита творческих

6.2

Композиционный центр

3

19

22

работ.
Индивидуальный
устный контроль.

6.3

Ритм и движение

2

7

Экскурсии в музеи и на

9

10

12

9

выставки

Текущая форма
контроля.
Фронтальный опрос
учащихся.

8

Итоговое занятие

3

3

6

Индивидуальный
контроль.
Итоговая диагностика.
Итоговая выставка.

Итого

34

182

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в
изостудии.
Тема 1.2. Особенности второго года обучения.
Обсуждение

учебного

плана

второго

года

обучения.

Знакомство

с

новыми

художественными материалами и инструментами.
Раздел 2. Королева Живопись.
Основы цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием
цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет»,
«Зимняя сказка».
Тема 2.2. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый –
фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица»,
«Теремок».
Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятнаотпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки»,
«Чудо-юдо».
Раздел 3. Азбука рисования.
Тема 3.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры
линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных
тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг,
треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража»,
«Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры.
Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки
чучела птиц».
Раздел 4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе,
умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические
зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы
различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и
молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях.
Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема 4.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное
время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная
зима».
Раздел 5. Художник и природа родного края.
Знакомство с творчеством художников родного края. Беседы о красоте природы родного
края. Рассматривание и изучение национальных элементов костюма.
Тема 5.1. Мир природы.
Выходы на пленер, знакомство с художниками живописцами в жанре пейзаж.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Великий Байкал».
Тема 5.2. Мир животных.
Художники анималисты, изучение животного мира родного края.
Практическое занятие. Примерные задания: «Животные родного края», «Птицы родного
края».
Тема 5.3. Мир человека.
Беседа о художниках портретистах, изучение национального костюма.
Практическое занятие. Примерные задания: «Портрет бурятки в национальном
костюме», «Бурятский праздник».
Раздел 6. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги
(вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 6.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между
небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на
листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря»,
«Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 6.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи
движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу»,
«Догонялки».

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр
творческих работ, обучающихся и их обсуждение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
Количество часов
№п/п

Наименование разделов и тем

1

Введение в программу

1.1

Правила техники безопасности
в изостудии

1.2

Формы контроля

Особенности

третьего

обучения
2

Графика

2.1

Граттаж

года

Теорет.

Практич

Всего

3

-

3

1

-

1

2

-

2

6

42

48

1

5

6

Фронтальный
контроль
учащихся.
Индивидуальный
опрос учащихся.

Практическая
работа. Текущая
форма контроля.
Проведение
выставки.
Индивидуальный
устный контроль.
Фронтальный
контроль
учащихся.

2.2

Монотипия

2.3

Коллаж

1

5

6

Текущая форма
контроля
Анализ
выполненных
работ.

1

11

12

2.4

Графика и живопись

2

13

15

2.5

Гризайль

1

8

9

Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.
Практическая
работа

3

Натюрморт

и

его

изобразительные

2

16

18

Текущая форма
контроля.

возможности
3.1

Натюрморт в холодной гамме

3.2

Натюрморт в тёплой гамме

Практическая
работа.

1

8

9

1

8

9

Проведение
выставки.
Анализ
выполненных
работ.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.

4

Фигура и портрет человека

7

29

36

Практическая
работа.

4.1

Набросок с натуры

1

5

6

Текущая форма
контроля.

4.2

Силуэт

1

5

6

4.3

Живописный портрет

3

9

12

4.4

Фигура человека в движении
2

10

12

Проведение
выставки.
Анализ
выполненных
работ.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.

5

Образ природы

5

28

33

Практическая
работа.

5.1

Работа на пленэре

1

8

9

Текущая форма
контроля.

5.2

Работа по впечатлению

5.3

Тематический пейзаж

6

Декоративно-прикладное
рисование

6.1

2

10

12

2

10

12

2

16

18

Практическая
работа.
Текущая форма
контроля.

Особенности русских народных
промыслов

Проведение
выставки.
Анализ
выполненных
работ.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.

1

8

9

Проведение
выставки.
Анализ
выполненных

работ.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.

6.2

Декоративная

Практическая
работа.

композиция

(витраж)

1

8

9

7

Азы перспективы

4

20

24

7.1

Линейная перспектива

2

10

12

7.2

Воздушная цветоперспектива
2

10

12

8

Мир искусства

4

20

24

8.1

Сказки и искусство

2

10

12

8.2

Художник и театр

2

10

12

9

Экскурсии в музеи

9

-

9

10

Итоговое занятие

3

-

3

Итого:

45

171

216

Текущая форма
контроля.
Проведение
выставки.
Анализ
выполненных
работ.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.
Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль.

Итоговый
контроль

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и
инструментами.
Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.
Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших
рисунков для городской выставки «Лето».
Раздел 2. Графика.
Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия,
контраст чёрного и белого).

Тема 2.1. Граттаж.
Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного
направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.
Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город»,
«Цирк».
Тема 2.2. Монотипия.Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание
фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба»,
«Цветочная поляна».
Тема 2.3. Коллаж.
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для
создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при
многократном использовании клише.
Практическое

занятие.

Примерные

задания:

«Хоровод»,

«Спортивные

игры»,

«Парашютисты».
Тема 2.4. Графика и живопись.
Сочетание живописи и графики в изобразительной деятельности.
Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь»,
«Северное сияние».
Тема 2.5. Гризайль.
Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с
различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна»,
«Садовник».
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение
группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в
изобразительном искусстве.
Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка»,
«Зимняя фантазия».
Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства
осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний
букет».
Раздел 4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными
пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего
мира.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе
исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром
рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре
карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и
кистью».
Тема 4.2. Силуэт.
Графический

портретный

рисунок

в

технике

силуэта

создаёт

возможность

необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».
Тема 4.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его
настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».
Тема 4.4. Фигура человека в движении.
Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция
фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные
соревнования», «Танец».
Раздел 5. Образ природы.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение
передавать контрастные состояния природы.
Тема 5.1. Работа на пленэре.
Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)
Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.
Тема 5.2. Работа по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного состояния природы
(дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег»,
«Весна поёт».
Тема 5.3. Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека
и природы.
Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная
прогулка в зимнем лесу».
Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование.
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.
Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.
Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет»,
«На ярмарке».
Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж).
Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения,
условный цвет, выразительные линии контура).
Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.
Раздел 7. Азы перспективы.
Знакомство с основными правилами перспективного изображения.
Тема 7.1. Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на
линии горизонта.
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в
даль».
Тема 7.2. Воздушная цвето-перспектива.
Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного
озера».
Раздел 8. Художник и искусство.
Знакомство с художниками декораторами, оформителями. Изготовление по своим эскизам
различных композиций.
Тема 8.1. Сказки и искусство.
Знакомство с художниками иллюстраторами. Создание композиций в стиле иллюстраций.
Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».
Тема 8.2. Художник и театр.

Использование различных приёмов работы. Знакомство с художниками декораторами,
оформителями.
Практическое занятие. Примерные задания: «Афиша», «Грим героям».
Раздел 9. Экскурсии в музеи.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических
знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки,
обсуждение результатов работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Четвертый год обучения
№

Наименование разделов и тем

Количество часов
Теория

Формы контроля

Практика Всего

1

Введение в программу

3

3

Индивидуальный

1.1

Знакомство с программой.
Особенности четвертого года
обучения

2

2

1.2

Правила техники безопасности в
изостудии

1

1

2.

Натюрморт

6

30

36

Практическая работа.

2.1

Осенний натюрморт

3

15

18

2.2

Натюрморт по замыслу

3

15

18

Проведение выставки.
Индивидуальный
устный контроль.

опрос учащихся.

Фронтальный
контроль учащихся.

3.

Пейзаж

6

30

36

3.1

Пейзаж с изображением воды

3

15

18

3.4

Пейзаж по замыслу

3

15

18

Практическая работа.
Анализ выполненных
работ.
Защита творческих
работ.

4.

Диагностика

3

3

Индивидуальный
опрос учащихся.
Промежуточная
диагностика.

5.

Фигура и портрет человека

6

30

36

Практическая работа.

5.1

Национальный портрет

3

15

18

Анализ выполненных
работ.
Защита творческих
работ.

5.2

Природа и человек

3

15

18

Анализ выполненных
работ.

6.

Композиция

3

27

30

6.1

Композиция по замыслу

3

27

30

Практическая работа.
Анализ выполненных
работ.
Защита творческих
работ.

7.

Мир искусства

9

45

54

Практическая работа.

7.1

Художник иллюстратор

3

15

18

7.2

Художник архитектор,

3

15

18

Проведение выставки.
Индивидуальный
устный контроль.

модельер

Фронтальный

7.3

Художник гример

3

15

18

контроль учащихся.

8

Графика

3

12

15

8.1

Свет и тень

3

12

15

Защита творческих
работ.
Индивидуальный
устный контроль

9.

Итоговое занятие

3

3

Индивидуальный
контроль.
Итоговая диагностика.
Итоговая выставка.

Итого

42

174

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Четвертый год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными
материалами и инструментами.
Тема 1.2. Особенности четвертого года обучения.
Обсуждение плана работы текущего года. Правила техники безопасности в изостудии.
Раздел 2. Натюрморт.
Знакомство с разными видами натюрморта. Знакомство с произведениями великих
художников и изучение репродукций картин с изображением натюрморта.

Тема 2.1. Осенний натюрморт.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний
букет».
Тема 2.2. Натюрморт по замыслу.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение
группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в
изобразительном искусстве. Самостоятельный выбор материалов для работы.
Практическое занятие. Примерные задания: «Натюрморт по замыслу».
Раздел 3. Пейзаж.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение
передавать контрастные состояния природы. Знакомства с художниками пейзажистами.
Тема 3.1. Пейзаж с изображением воды.
Выбор мотива. Составление эскизов. Изучение нюансов при рисовании воды.
Практическое занятие. Примерные задания: «Морской пейзаж», «Байкал».
Тема 3.2. Пейзаж по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного состояния природы
(дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег»,
«Весна поёт».
Раздел 4. Диагностика.
Проведение

тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний.

Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение
результатов работы.
Раздел 5. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными
пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве.
5.1. Национальный портрет.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе
исправить свои ошибки. Обучение линейному наброску. Передача в быстром рисунке
характерность образа.Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера
человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».
5.2. Природа и человек.
Беседы о жанре. Его разновидностях, объяснение алгоритма изображения человека в
движении и в природе.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски человека в национальных
костюмах», «Наброски фигуры человека, выполненные цветом и кистью».
Раздел 6. Композиция.
Повторение правил композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и
горизонтальный формат листа).Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно
может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Тема 6.1.Композиция по замыслу.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между
небом и землей.Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен
для передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц», «Ночной
город», «Моя любимая сказка».
Раздел 7. Мир искусства.
Тема 7.1.Художник иллюстратор.
Знакомство с работами художников иллюстраторов. Беседы по темам.
Практическое занятие. Примерные задания: «Герои сказочного города», «Моя любимая
сказка».
Тема 7.2.Художник архитектор, модельер.
Знакомство с работами художников архитекторов и модельеров. Беседы по темам.
Выразительные возможности графического и живописного материала.
Практическое занятие. Примерные задания: «Город вашей мечты», «Фантазии моды».
Тема 7.3.Художник гример.
Знакомство с работами художников гримеров.
Практическое занятие. Примерные задания: «Герои кино», «Модница», «Фантазии
грима».
Раздел 8. Графика.
Тема 8.1. Свет и тень.
Графический

портретный

рисунок

в

теневой

технике

создаёт

возможность

необыкновенной выразительности образа человека или животного.
Практическое занятие. Примерные задания: «Знаменитости», «Кошки», «Ночной город».
Раздел 9. Итоговое занятие.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических
знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки,
обсуждение результатов работы.

III.

3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это,
прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных
для

детей

младшего

школьного

и

среднего

возраста.

Это

и

ситуативные

импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее
спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются,
изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок»,
фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство
радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения
образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность
переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только
соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает
выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого
ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить
образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в
соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому
ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим
характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп
работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С
этой целью используются практические задания, выполнение которыхпредполагает
организацию коллективной работы детей.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет
комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую
поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у
них здоровый активный интерес, желание работать.

Для

активизации

детей

используются

задания-игры

на

развитие

фантазиии

воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». При этом
задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 7-8 лет предлагаются такие
задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят
игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом,
Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка,
репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные
задачи учебного задания.
Программой

предусмотрено

образовательной

методическое

деятельности

и

форм

обоснование
проведения

процесса
занятий.

организации
В

частности,

предложенаметодика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса:
сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны
решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ
вспомогательного

материала,

иллюстрирующего

тему

занятия:

художественные

фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному
искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.При этом педагог может
предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и
пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса
обучающихся и появления творческого настроения.После изложения теоретических
сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод
непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки).
Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш,
перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги,
прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности
работы над определённым заданием.Дети после объяснения приступают к работе.
Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.В конце занятия для закрепления полученных
знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных
ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена
специальным набором игровых приёмов.

Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку
куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла
помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на
любой вопрос ребёнка.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в
сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает
неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу,
внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором
собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть
методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку
для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее
освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену
видов деятельности и чередование технических приёмовс игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих
заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью,
мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например,
неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы
в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что
из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом
подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи

окрыляют

даже

самых

неуверенных

детей,

пробуждают

желание

экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко,
вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки,
образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по
развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Аннотированный каталог дидактических материалов к программе
«Основы изобразительного искусства»
№

1

^

Форма Название

Раздел,

дидактического

дидактического

материала

материала

Наглядное пособие

темы Цель

(примерные)

использования

«Природные

Наброски

Визуальная форма

формы»

Рисунок:

объяснения

«Азбука

зарисовки

рисования»

цветов;

трав, задания

силуэты деревьев
2

Наглядное пособие

Объяснение

и Рисунок:

«Техника
характер

линейный рисунок технических

штриховки»

с

«Линия и образ»

памяти;

по приёмов работы

натуры,

объёмный рисунок
с

натуры,

по

памяти
3

Наглядные пособия

«Цветовая

Наглядная

гамма. Живопись:

гамма помощь

Теплые и холодные цветовая

решении учебных

осени;

цвета»
«Цветовой

круг» дары природы;

«Основные

и холодная

упражнений

гамма цветоведению

дополнительные

зимы;

цвета»

танец контрастных

«Ахроматические и цветов;

4

в

хроматические

царство

ночи

цвета»

царство дня

и

Наглядные пособия

«Азы композиции» Композиция:

Определение

Подборка

«Композиционный

различных

космические дали;

по

центр»

карточек

«Статика, движение любимая сказка;

Образцы

5

праздник в городе;

демонстрационных

построения

цирк;

лучших в композиции»

вариантов
композиции

работ из фонда

зоопарк

Наглядные пособия «Стилизация

Орнамент:

Демонстрация

Подборка образцов

деревянное

возможных

природных форм»
«Различные

виды кружево;

вариантов

орнамента

ковер из снежинок;

построения

(зооморфный,

гжельские узоры

орнамента

Наглядные пособия «Выразительные

Графика:

Наглядная

Подборка образцов

возможности

рисуем

графических

птиц, растения;

материалов»

рисуем кистью и задач

геометрический,
растительный)»
«Орнамент в круге,
треугольнике,
прямоугольнике»
6

пером помощь

черной

решении учебных

тушью

фантастических
животных;
рисуем палочкой и
цветной тушью;
рисуем

цветными

карандашами,
фломастерами
веселых

и

грустных клоунов;
рисуем

углем

деревья;
рисуем

пастелью

букеты
7

Наглядные пособия «Линейная
Образцы

лучших воздушная

и Натюрморт:

в

Повышение

натюрморт из 1-2 результатов

работ из фонда

предметов

перспектива»

на исполнения

«Поэтапная работа нейтральном фоне
над натюрмортом»

(предметы быта);

«Формы и строение натюрморт
предметов»

геометрических

«Изображение

фигур;

перспективы с 1,

натюрморт

с 2 точками схода»

тематический
фоне

из

на

драпировок

со складками
8

Подборка
работ

и

учебных Новогодние
лучших игрушки,

образцов из фонда

сувенирные
открытки,

Конструирование

Визуальная форма

из бумаги:

объяснения

бумажные

материала

маски, «вырезанки»;

выполненные

в объемная

технике бумажной аппликация;
пластики

сувенирные
открытки;
карнавальные
маски

9

Помощь

Наглядные пособия «Пропорции головы Изображение
Выставочные

человека»

человека:

объяснении

работы из фонда

«Использование

портрет мамы;

задания

различных техник в автопортрет
работе
портретом»

в

с

над другом;
спортивные игры;
веселый

и

грустный клоун
10

Наглядное пособие

«Линейная

и Пейзаж:

Повышение

Лучшие пленэрные воздушная

этюды деревьев с результатов

работы из фонда

натуры;

перспектива»

исполнения

«Различные формы зарисовки

Примерная форма

деревьев»

природных

для подражания

«Образ дерева»

мотивов;

живописные этюды
неба на состояние;
тематический
пейзаж

(осень,

зима, весна, лето)
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Фамилия,

№

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

имя
ребёнка

Правильный

Не во всём Невер-ный

ответ

правильный
ответ

1

Какие цвета нужно
смешать,

чтобы

получить
оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
2

Какие

цвета

относятся к тёплой
гамме?
3

Какие

цвета

относятся

к

холодной гамме?
4

Что

такое

симметрия?

Какие

предметы

имеют

симметричную
форму?
5

Какие

Оценка

ответ

геометрические
фигуры ты знаешь?
6

Чем

отличаются

предметы,
изображенные

на

первом и дальнем
планах?
7

Какая

разница

между
вертикальным

и

горизонтальным
форматом листа?
8

С

чего

лучше

начинать рисунок (с
мелких деталей или
с крупных частей)?
9.

Что такое орнамент?

Второй год обучения
Фамилия, №

Перечень вопросов

имя

Ответы (в баллах)
Правильный Не во всём Неверный

ребёнка

ответ

правильный ответ
ответ

1

Назови три основных
жанра
изобразительного
искусства

(пейзаж,

портрет, натюрморт)
2

Чем отличается эскиз
от композиции

Оценка

3

Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы

получилось

грустное настроение?
4

Какие краски надо
смешать на палитре,
чтобы

получилось

весёлое настроение?
5

Какие

линии

используются

в

рисунке?
6

Чем

отличается

плоская аппликация
от объёмной?
7

Что

такое

линия

горизонта?
8

Чем

отличаются

акварельные

краски

от гуаши?
9.

Какие

объёмные

формы ты знаешь?
10 Какие

цвета

являются
контрастными?

Третий год обучения
Фамилия, №
имя
ребёнка

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)
Правильный Не во всём Неверный
ответ

правильный ответ
ответ

Оценка

1.

Назови

известных

русских художников,
работавших

в

различных

жанрах

(пейзаж,

портрет,

натюрморт)
2.

Что такое ритм в
орнаменте?

3.

Какие

средства

использует
художник,

чтобы

выделить

центр

композиции?
4.

Какие

народные

промыслы

ты

знаешь?
5.

Что означает рефлекс
в живописи?

6.

Что означает тон в
рисунке?

7.

Какие

графические

материалы

ты

знаешь?
8.

Что такое стилизация
природных форм?

9.

Какие

виды

изобразительного
искусства ты знаешь?
10. Что означает техника
«гризайль»?

Четвертый год обучения
Фамилия, №

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

имя

Правильный Не во всём Неверный

ребёнка

ответ

правильный ответ
ответ

1.

Назови

известных

русских художников,
работавших

в

различных
(пейзаж,

жанрах
портрет,

натюрморт)?
2.

Дай

определение

жанру - натюрморт?
3.

Что означает рефлекс
в живописи?

4.

Дай

определение

жанру - пейзаж?
5.

Назови художников –
маринистов?

6.

Что означает тон в
рисунке?

7.

Дай

определение

жанру - портрет?
8.

Назови

художников

портретистов?
9.

Какие

виды

изобразительного
искусства ты знаешь?
10. Назови

основы

Оценка

компазици?

Отчетные просмотрызаконченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из четырех

лет обучения

определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Разработана специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения
программы.
3.2. Условия реализации программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от
правильной организации рабочего пространства. Хорошо, если стены помещения, в
котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим
светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами,
мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой
или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала
(натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А
также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для
освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные
стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд,
библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения
(телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

3.3.

Список литературы

Используемая литература
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2002.
5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,
1985.
6. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
9. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга,
2000.
11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО,
2003.
12. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
13. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
14. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
15. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Литература для обучающихся
1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия
холдинг, 2001.
7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».