РАПСОДИЯ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Народный танец» составлена на
основании федерального закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа "Народный танец" модифицированная, разработана на основе Образовательной
программы дополнительного образования детей «Народный танец», автор – Аносова Н.С., год
написания - 2009.
В соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
•Федеральный закон «Об образовании в РФ».
•Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
•Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к
содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
•Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного
образования детей. СанПин 2.4.4. 1251-03.
•Устав МАОУ ДО «ДДТ «Эврика».
•Положение о написании Образовательной программы в ДДТ «Эврика».
Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного
творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными
сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли,
чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно
связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические,
административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том
числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека,
что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего
развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм,
отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.
Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание
стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца
правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за
свой народ, любовь к Родине.
Для того чтобы дать понятие об основах русского народного танца, показать многообразие его
видов и различную манеру исполнения, богатство лексики, познакомить с исполнительскими
традициями русского танца разработана программа «Народный танец».
Программа «Народный танец» относится к художественному направлению. Она направлена на
творческое развитие детей, младшего и среднего школьного возраста через приобщения их к истокам
национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций и духовности русского
танца.

1.2. Актуальность программы
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие
ценности русской танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой
индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность программы.
Программа «Народный танец» относится к художественному направлению. Она направлена на
творческое развитие детей, младшего и среднего школьного возраста через приобщения их к истокам
национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций и духовности русского
танца.
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие
ценности русской танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой
индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность программы.
Составленная программа является базовой направлена на всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей учащихся в интеллектуальном, духовно-нравственном,
профессиональном совершенствование своих способностей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей, формулирование культуры общения, а также на организацию их свободного времени.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации
учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность
программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение
простейших танцевальных движений, составляющих основу танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и
способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и
ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления,
умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке
танцев и подготовке публичного выступления.
1.4. Педагогическая целесообразность
Данная программа даёт возможность обучающимся самоопределиться через реализацию
творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная композиция) и
подразумевает равные партнёрские отношения между обучающимися и педагогами;
Комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их психического и
физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как трудолюбие,
самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность, ответственность за результат своей
деятельности.
Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство
ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Обучающиеся знакомятся с
жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и
других народов России.
1.5. Цель программы

Цель дополнительной общеобразовательной программы: развитие личности ребенка, его
гуманного отношения к окружающему миру, формируя в нем при этом эстетические идеалы на
основе овладения искусством хореографии.
1.6. Задачи программы
В обучении:
- обеспечить условия для усвоения практических умений и навыков при изучении программного
материала;
- изучить терминологию в народном танце;
- изучить историю танцевальной культуры, основы актерского мастерства танцоров;
- учить исполнять под музыку ритмические упражнения, дающие представление о танце.
В воспитании:
- воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие
перед ними в выполнении тех или иных упражнений;
- воспитывать духовно-нравственных ценности обучающихся;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
В развитии:
- развивать чувство ритма и музыкальность детей, их моторико-двигательную и логическую
память;
- развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;
- развивать коммуникативные и организаторские способности и разносторонние качества
личности обучающихся путём приобщения их к культурному наследию своей страны, к деловому
сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- развивать потребность в самораскрытии и самореализации;
- развивать и формировать художественный вкус и эстетические наклонности в выборе своего
имиджа.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Программа предназначена для детей 8– 16 лет.
Младшие школьники:
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью.
Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над
торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является
одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм
деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 8-9 лет является
сенситивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека,
когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному
выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться
иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих
силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям. Младшие школьники с адекватной
самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей
самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся
педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.
Средние школьники:

Это возраст перемен, противоречий и контрастов. Они уже не маленькие, но им еще очень далеко
до того, чтобы стать взрослыми. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к
изменениям, происходящим в организме, в сознании. На первый план выступает общение со
сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности.
Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не
совпадает с оценкой окружающих, они переживают серьёзные потрясения. Со взрослыми
предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В тоже время внутренне
они часто застенчивы, легкоранимы. В отношениях с подростками необходимо прежде всего
проявить максимум терпения и понимания. Важно не только предъявить требования, а показывать
способы реализации их требований, проявлять максимум внимания к внутреннему миру подростков.
Отрицательные явления в поведении подростка легко устранить, если стремление детей этого
возраста проявить свою «взрослость» находит удовлетворения в деятельности, которая носит ярко
выраженный общественный смысл. Всё, что возможно, пусть делают сами. Необходимо чаще их
ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к их
мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые подросткам занятия должны быть
достаточно серьёзными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всём, что их
интересует, в чём они пытаются разобраться. Эти дети любят откровенные задушевные беседы о
жизни, отношениях между людьми, о мировых проблемах. Всё это предусмотрено в программе
«Народный танец».
1.8. Формы занятий:
Основными формами работы в объединении является учебно-практическая деятельность (15% теоретические, 85% - практические занятия).
В основе обучения лежит чередование занятий: индивидуальных, коллективных, групповых.
Используются следующие формы работы на занятиях:
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
-Индивидуализированная(где учитываются учебные и индивидуальные возможности
воспитанника);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами;
- Коллективная – концертная деятельность (выступление коллектива с танцевальными номерами).
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – Группа 1 года обучения формируется из 15 человек в возрасте 8-10 лет.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут с десятиминутным
перерывом. Количество учебных часов – 216 часа в год. Группа 2 года обучения состоит из 15
человек в возрасте 11-12 лет. Занятия 3 раза в неделюпо 2 часа продолжительностью 45 минут с
десятиминутным перерывом. Количество учебных часов – 216 в год.
Группа 3 года обучения состоит из 15 человек в возрасте 13-14 лет. Занятия 3 раза в неделю и
длятся 2 часа по 45 минут с десятиминутным перерывом. Количество учебных часов – 216 в год.
Группа 4 года обучения состоит из 8-10 человек в возрасте 15-16 лет. Занятия 3 раза в неделю и
длятся 2 часа по 45 минут с десятиминутным перерывом. Количество учебных часов – 216 в год.
2.2. Срок реализации программы – срок реализации программы – 4 года, необходимых для
освоения программы

2.3. Режим занятий: Занятия 3 раза в неделю и длятся 2 часа по 45 минут с десятиминутным
перерывом.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
К концу первого года обучения, обучающиеся должны:
- знать термины классического танца, позиции рук и ног;
- уметь выполнять движения классического танца;
- уметь танцевать 2-3 танцевальных этюда;
- выполнять гимнастические упражнения под музыку различного характера, темпа.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны:
- знать позиции рук, позиции ног в народном танце;
- знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;
- освоить простейшие элементы народного танца у станка и танцевальные элементы на середине
зала;
- справляться с несложными танцевальными комбинациями;
- приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки
зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и
т.д.).
- уметь танцевать 2 народных танца различного характера.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны:
- правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;
- уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение к танцу;
- уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;
- уметь составлять и исполнять русский или другой несложный национальный танец;
- знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, “ключ”
простой и дробный, дроби; уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.
К концу четвертого года обучения, обучающиеся должны:
- уметь двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- уметь передавать характер танца и манеру исполнения;
- уметь самостоятельно составлять комбинации не сложного характера, и подбирать музыкальное
оформление комбинации;
- уметь выполнять верчение по диагонали, и на середине зала;
- уметь выполнять дробные выстукивания в движении, в сочетании с верчением;
На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по условиям программы
проводится диагностика знаний, умений и навыков обучающихся. Цель диагностики сравнить
уровень знаний, умений и навыков на 3 учебных этапах – начало учебного года, конец первого
полугодия и конец учебного года.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Более показательными формами подведения итогов работы учащихся, являются: отчётные
концерты, показательные выступления, участие и хороший результат (призовые места) в конкурсах и

фестивалях различных уровней. Так же положительным результатом реализации программы
являются положительные отзывы родителей воспитанников коллектива.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
•Вводный- организуемый в начале учебного года.
•Текущий-проводится в ходе учебного года включает в себя проверку теоретических и
практических знаний, обучающихся в форме опроса, теста, собеседования, выполнения практических
заданий.
•Рубежный-проводится в период и по завершении определенных работ.
•Итоговый - проводится по завершению всей учебной программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме
концертов, участие в новогодних представлениях для детей, смотрах и фестивалях как районного, так
и республиканского значения. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют
педагоги, родители, население. Подводятся итоги, и оценивается работа детей за учебный год.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

2.1.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.
Формы
Всего
аттестации, контроля.
Теория Практика
часов

№

Раздел, Тема

1

Вводноезанятие

2

2

4

2

5

59

64

-

4

4

2

10

12

1

7

8

2

18

20

-

20

20

3
3.1.
3.2.

Ритмика
Музыкально-ритмические
упражнения
Фигурная
маршировка.
Движения на
ориентировку в
пространстве.
Танцевальные
композиции
Музыкальнотанцевальные
игры. Открытое занятие.
Музыкальнаяазбука
Значение музыки в танце.
Музыкальный размер.

4
2
2

8
2
6

12
4
8

4

ДиагностикаЗУН

2

2

4

5
5.1.

Классический танец.
Понятие классический

13
8

43
-

56
8

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Вводное тестирование.
Собеседование.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Контрольное
тестирование.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Контрольное
тестирование
Собеседование.
Текущийконтроль.

6.1.
6.2.

танец.
Постановка корпуса.
Позиции ног и рук.
Поклон.
releve
plie
Battement tendu
Pas chasse
Прыжки (трамплинные,
мячики). Итоговое
занятие.
Детские массовые
танцы.
Танец с мячами.
Танец «Матрешки».

7

Итоговое занятие.

5.2.
5.3.
5.4.
5.5
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
6

Итого:

1
2
-

3
10
4
4
4
4
4

4
12
4
4
4
4
4

2

10

12

4

70

74

2
2

30
40

32
42

-

2

2

30

186

216

Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Контрольное
тестирование.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Контрольное
тестирование.
Собеседование.

Содержание программы 1-го года обучения.
1.Вводное занятие (4 часа)
Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с обучающимися детского объединения. Проведение инструктажа по технике
безопасности. Правила поведения во время занятий и на перерыве. Диагностика ЗУН.
Практика. Игра «Давай дружить».
2.Ритмика (64 часа)
Теория. Понятие музыкально-ритмических упражнений. Понятия и виды фигурной маршировки.
Понятия ориентировки в пространстве. Понятие танцевальной композиции, последовательность
составления композиций. Понятие музыкально-танцевальных игр, что они развивают.
Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение фигурной
маршировки. Выполнение движений на координацию. Составление танцевальных композиций.
Музыкально-танцевальные игры. Итоговое занятие.
3.Музыкальная азбука (12 часов)
Теория. Значение музыки в танце. Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа
танца. Понятие музыкального размера. Музыкальный размер: 2/4, 4/4,3/4.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений, определение характера этой музыки.
Определение музыкального размера.
4.Диагностика ЗУН (4 часа)
5.Классический танец (56 часов)
Теория. Понятие «классический танец», терминология классического танца. Понятие «осанка».
Какие бывают позиции ног. Какие бывают позиции рук. Искусство танцевального поклона: поклон
как приветствие, «здравствуйте», «до свидание». Понятие основных упражнений классического
экзерсиса: releve, plie,B-tandu , paschasse. Прыжки - соте, па эшапе, шанжман де пье.

Практика. Постановка корпуса (апломб) – на середине зала в не выворотной 1-ой позиции ног.
Постановка корпуса у станка. Разучивание позиций ног и позиций рук(лицом к станку). Разучивание
поклона (по 3 позиции ног). Изучение основных упражнений классического танца: releve, B-tandu,
plie. Прыжки – лицом к станку: соте, па эшапе, шанжман де пье. Итоговое занятие.
6.Детские массовые танцы (74 часа)
Теория. Подбор музыкального сопровождения к танцу. Определение характера танца. Подбор
музыки к танцу. Определение характера танца. Сюжет танца.
Практика. Развод танца. Отработка танца под счет и под музыку. Отработка перемещения в танце.
Эмоциональное исполнение танцевального номера.
7.Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение лучших воспитанников.
Диагностика ЗУН
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
Теори
Формы аттестации
№
Раздел, Тема
Практика Всего часов
я
контроля.
Вводноетестирование.
1. Вводное занятие
1
1
2
Собеседование.
2. Ритмика
14
14
Движения на
Текущий контроль.
2.1. ориентировку в
4
4
пространстве.
Упражнения для
Текущий контроль.
2.2.
10
10
коррекции осанки.
Классический
3.
7
31
38
танец.
Повторение
Текущий контроль.
пройденного
3.1.
4
6
10
материала за 1-ый
год обучения.
Классический
Текущий контроль.
3.2.
2
24
26
экзерсис у станка
Контрольное тестирование.
3.3 Диагностика ЗУН
1
1
2
Собеседование.
Основы
4.
16
146
162
народного танца.
Значение
Текущий контроль.
народного танца в
4.1. развитии
1
1
танцевальной
культуры.
Упражнение
Текущий контроль.
4.2.
1
4
5
«гармошка».

Каблучные
упражнения.
Характерные
4.4. особенности
русского танца.
Упражнения с
ненапряженной
4.5.
стопой (фликфляк).
«Веревочка» в
4.6. сочетании с
пристукиванием.
Дробные
4.7.
выстукивания.
4.8. Дробные ходы.
Русский народный
4.9.
перепляс.
4.10. Русский хоровод.
Русский
4.11.
лирический танец.
Концертная
5.
деятельность.
4.3.

6.

Итоговое занятие.

Итого:

1

9

10

Текущий контроль.
Текущий контроль.

2

-

2
Текущий контроль.

-

3

3
Текущий контроль.

-

20

20

2

19

21

2

12

14

2

24

26

2

24

26

2

24

26

-

6

6

1

1

24

192

2

Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Контрольное
тестирование.
Собеседование.

216

Содержание программы 2-го года обучения.
1.Вводноезанятие (2 часа).
Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий, правила техники
безопасности и поведения во время занятий.
Практика. Танцы - импровизация на тему «Летние каникулы».
2.Ритмика (14 часов)
Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение движений на
ориентировку в пространстве. Выполнениекомплексаупражненийдлякоррекцииосанки.
3.Классическийтанец (37 часов)
Теория. Повторение терминологии классического танца. Понятие танцевальных положений.
(croise, efface, epaulement). Понятие – plie. Понятие Battementtendu. Понятие pasglisse. Понятие
paschasse. Понятие releve. Понятие прыжков.
Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка.
ДиагностикаЗУН (2 часа)
4.Основынародноготанца (162 часа)

Теория. Знакомство с характерными особенностями народных танцев. Беседы об истории, быте и
национальной культуре народа. Характерные черты исполнения русской народной пляски.
Практика. Изучение и отработка народных движений: «гармошка», каблучные упражнения,
«Флик-фляк», «веревочка», дробные выстукивания, дробные ходы.
5.Концертнаядеятельность. (6 часов)
6.Итоговоезанятие (2 часа)
Теория. Подведение итогов работы детского объединения за учебный год. Поощрение и
награждение обучающихся.
Практика. Диагностика ЗУН.

№
1.

2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.

3.9.
3.10.

Учебно-тематический план 3-го года обучения.
Формы
Всего
Раздел, тема
Теория Практика
аттестации
часов
контроля.
Вводное занятие.
1
1
2
Вводное
тестирование.
Собеседование.
Классический танец.
6
31
37
Классический экзерсис
на середине зала.
Народный танец.

6

31

37

Текущий контроль.

2

66

68

Повторение изученного
материала.
Русский бег в разных
направлениях. В
комбинации с
припечатывающим
шагом и хлопком.
«Моталочка»
«Переборы»
«Присядка»
Вращения по диагонали
Вращения на средине
зала (обертас)
«Веревочка» в
сочетании с
пристукиванием.
«Веревочка с
переборами»
Русский народный

2

8

10

Текущий контроль.

-

4

4

Текущий контроль.

-

6
4
8
4
4

6
4
8
4
4

Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.

-

8

8

Текущий контроль.

-

6

6

Текущий контроль.

-

4

4

Текущий контроль.

3.11.
3.12.

4.
4.1.

4.2.
4.3.

4.4.
4.5.
4.6.
5.

6.

Итого:

пляс. Дробь в «три
листика» (женская)
Хлопушка (танец
казаков)
Комбинированные
вращения
Диагностика ЗУН

-

4

4

Текущий контроль.

-

6

6

Текущий контроль.

0,5

0,5

1

Контрольное
тестирование.
Собеседование.

Народно-сценический
танец.
Понятие народносценический и
народно-характерный
танец.
Пляски различных
областей России.
Разнообразие кадрилей
в различных
местностях и областях
России.
Пляска «Тимоня».
Групповая пляска.
Московская кадриль
Концертная
деятельность.

11

89

100

1

-

1

Текущий контроль.

4

6

10

Текущий контроль.

2

4

6

Текущий контроль.

2
2
-

13
28
38
6

15
28
40
6

Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий
контроль.

Итоговое занятие.
Диагностика ЗУН.

1

1

2

Контрольное
тестирование.
Собеседование.

21,5

194,5

216

Содержание программы 3-го года обучения.
1.Вводноезанятие (2 часа)
Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий на учебный год,
подбор репертуара.
Практика. Импровизированные этюды.
2.Классическийтанец (37 часов)
Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка и на середине зала.
3.Народныйтанец (68 часов)
Теория. Понятие народно-сценический и народно-характерный танец. Пляски различных областей
России. Разнообразие кадрилей в различных местностях и областях России.

Практика. Повторение изученного материала. Изучение движений: русский бег в разных
направлениях в комбинации с припечатывающим шагом и хлопком, «моталочка», «переборы»,
«присядка», вращения по диагонали, вращение на середине зала (обертас), «веревочка» в сочетании с
пристукиванием, «веревочка с переборами», дробь «три листика», хлопушка, комбинированные
вращения.
ДиагностикаЗУН (1 час)
4.Народно-сценическийтанец (100 часов)
Теория: Понятие «народно-сценический танец» и «народно-характерный танец». Разнообразие
кадрилей в разных местностях и областях России. Пляски различных областей России. История
возникновения танцев. Костюмы. Характер танца. Исполнение танца. Презентации танцев «Пляска
России», «Кадриль».
Практика: Разучивание групповых плясок и Московской кадрили с усложнёнными комбинациями
дробей и вращений.
5.Концертнаядеятельность. (6 часов)
6.Итоговоезанятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов работы детского объединения за учебный год. Поощрение и
награждение обучающихся.
Практика: Диагностика ЗУН
Учебно-тематический план 4-го года обучения.
№
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6
2.7
3

Раздел, Тема
Введение. Вводное
занятие.
Классический танец.
Повтор материала
третьего года обучения.
Основа классического
экзерсиса.
Адажио на середине.
Большие классические
позы
Арабески, атитюды.
Прыжки.
Классический экзерсис у
станка в характере
народного танца.

Теория

Практика

Всегочасов

Формы аттестации,
контроля.

2

2

4

Вводное тестирование.
Собеседование.

10

38

48

6

12

18

1

4

5

1

4

5

1

3

4

1

3

4

Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
Текущий контроль.

-

12

12

Диагностика ЗУН.

1

1

2

Элементы народносценического танца.

12

72

84

Контрольное
тестирование.

3.1.

3.2.

3.3

4

4.1

4.2
5
5.1.
5.2.
5.3.

Элементы украинского
народного танца
«Гопак». Презентация
«История танца».
Костюм танца. Характер
танца.
Белорусский танец.
«Лявониха». История
возникновения танца.
Костюм танца. Характер
танца. Исполнение и
актерское мастерство.
Молдавский танец.
«Хора». История
возникновения танца.
Костюм танца. Характер
танца. Исполнение и
актерское мастерство.
Презентация «История
танца».
Историко-бытовой и
бальный танец.
Историко-бытовой и
бальный
танец.
Презентация «Историкобытавой танец».
Изучение позиций рук,
ног на середине зала.
Изучение форм па
шоссе: 1,2,3,4.Изучение
форм па шоссе: 1,2,3,4.
Дубль шоссе, повороты
а, б.
Изучение бального танца
«Вару-Вару».
Танец Джаз- Модерн.
Презентация «История
возникновения танца
Джаз-Модерн».
Танцевальная разминка
джаз-модерн.
Работа у станка.

Текущий контроль.
2

16

18

Текущий контроль.
2

16

18

Текущий контроль.

2

16

18

4

12

16
Текущий контроль.

2

6

8

2

6

8

4

12

16

Текущий контроль.

Текущий контроль.
1

2

3

1

2

3

1

2

3

Текущий контроль.
Текущий контроль.

5.4.

5.5

6.
7.
7.1
7.2

Партерная разминка.
Элементы танца джазмодерн. Направление
танца.
Направление танца.
Отработка отдельных
элементов. Составление
комбинаций
Постановочнорепетиционная работа.
Итоговый контроль.
Концертная
деятельность
Диагностика ЗУН.
Контрольные занятия
и выступления.
Итого:

Текущий контроль.
1

2

3
Текущий контроль.

-

4

4

1

71

72

1

5

6

1

1

2

-

4

4

30

186

216

Текущий контроль.
Контрольное
тестирование.
Контрольное
тестирование.
Итоговый контроль.

Содержание программы 4-го года обучения.
1.Введение в курс программы - 4ч.
- Вводное занятие. Расписание занятий, правила техники безопасности и поведения во время
занятий.
2. Классический экзерсис – 48ч.
Теория – 10ч.
- Предупреждение травматизма, ПМП при травмах.
- Определение физических данных детей
- Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца
- Правила выполнения элементов экзерсиса, терминология
Практика – 38ч.
- Основа классического экзерсиса.
- Экзерсис у станка.
- Экзерсис на середине зала.
- Адажио на середине зала.
- Прыжки аллегро.
- Большие классические позы.
- Арабески, аттитюды.
- Классический экзерсис у станка в характере народного танца.
Начальная диагностика ЗУН – 2ч.
3.Элементы народно-сценического танца – 84ч.
Теория – 12ч.
- Разнообразие видов народных танцев, их особенности.

Практика – 72 ч.
- Элементы украинского народного танца «Гопак». Элементы украинского народного танца
«Гопак». Презентация «История танца». Костюм танца. Характер танца.
Постановка рук, постановка корпуса. Бегунец, голубец, па де баск (верчение на середине зала),
составление комбинации из изученных элементов.
- Элементы белорусского танца «Лявониха». Белорусский танец. «Лявониха». История
возникновения танца. Костюм танца. Характер танца. Исполнение и актерское мастерство.
Презентация «История танца». Изучение основного шага. Разучивание комбинаций танца.
Составление композиции танца.
- Элементы молдавского танца «Хора». Молдавский танец. «Хора». История возникновения танца.
Костюм танца. Характер танца. Исполнение и актерское мастерство.
Презентация «История танца».
Изучение основного шага. Разучивание комбинаций танца.
Составление композиции танца.
4.Историко-бытовой и бальный танец – 16ч.
Теория – 4ч.
- Историко-бытовые и бальные танцы, развитие и особенности танцев.
- История развития современных видов танцев.
Практика – 12ч.
- Элементы историко-бытового танца. Презентация «Историко-бытавой танец». Изучение позиций
рук, ног на середине зала. Изучение форм па шоссе: 1,2,3,4. Дубль шоссе, повороты а,б.
На основе форм па шоссе изучение танца « Па де патенер».
- Элементы бального танца. Изучение бального танца «Вару-Вару».
5.Танец Джаз – Модерн – 16ч.
Теория – 4ч.
- Элементы танца Джаз-Модерн.
- Презентация «История возникновения танца Джаз-Модерн».
Практика – 12ч.
Танцевальная разминка джаз-модерн. Работа у станка. Партерная разминка. Элементы танца джазмодерн. Направление танца.
Отработка отдельных элементов.
Составление комбинаций.
6. Постановочно-репетиционная работа – 72ч.
Теория – 1ч.
- Отличительные особенности постановки танцев различного вида
Практика – 71 ч.
- Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции.
- Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин.
- Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца.
- Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом.
- Работа над четкостью исполнения движений.
- Работа над синхронностью исполнения движений.

7. Итоговый контроль. Концертная деятельность. – 6ч.
- Диагностика ЗУН за четвертый год обучения.
- Контрольные занятия и выступления.
III.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ

3.1.
Методическое обеспечение программы
Каталог учебно-методических пособий:
- диск, в котором подобранны музыкальные произведения с четким ритмом и различным
характером и темпом;
- учебное пособие «Танцы. Начальный курс», где подробно расписаны упражнения для разогрева
мышц;
- схемы длительностей нот, музыкальных размеров;
- подбор музыкальных произведений с разным музыкальным размером;
- учебное пособие «Классический танец» с четким описанием позиций ног и рук, основных
движений классического танца;
- видеозаписи выступлений различных танцевальных коллективов;
- учебные пособия с подробным описанием движений бальных танцев;
- современное учебное пособие по народному танцу, где подробно описаны особенности
народного танца, положение рук и ног в народном танце, описание основных движений народного
танца;
- схемы комбинаций движений по народному и бальному танцу;
Методические разработки, необходимые для реализации образовательного процесса:
- Конспекты учебных занятий;
- Разработки бесед.
- Презентации по классическому танцу, народному танцу, бальному танцу, историко-бытавому
танцу.
Методические разработки воспитательных и патриотических мероприятий:
Занятие - путешествие «Его величество танец»;
Занятие мужества «Память о Великой Отечественной войне»;
Беседа «Мы за здоровый образ жизни»;
Для оценки результативности образовательной программы в группе проводится диагностика
знаний, умений и навыков.
Этапы диагностики:
- Входящая (начало учебного года). ЦЕЛЬ: оценить начальный уровень знаний детей,
поступивших в коллектив по народно-сценическому танцу.
- Промежуточная (конец первого полугодия). ЦЕЛЬ: сравнить уровень знаний детей на начало и
середину года.
- Итоговая (конец учебного года). ЦЕЛЬ: определить уровень ЗУН детей по завершению изучения
программного материала за учебный год.

Для проведения диагностики учащимся предлагается выполнить теоретические и практические
задания. Теоретические знания обучающихся проверяются через усный опрос.
Практические задания проверяются через открытые занятия.
(входящая диагностика – оцениваем имеющиеся знания, промежуточная и итоговая –
предлагаются задания из уже пройденного программного материала). Результаты оцениваются по
пятибалльной системе:
1-не справился с заданием
2-справился с заданием, в большей степени с помощью педагога
3-справился с заданием с небольшой помощью педагога, сверстников
4-справился с заданием с небольшой подсказкой педагога
5-справился с заданием полностью
Затем на основании полученных результатов строится график. По графику можно увидеть
усваивает ли ребенок программный материал.
Полученный график анализируется и делаются соответствующие выводы, следуя которым можно
скорректировать программу для получения более удовлетворительного результата, если есть
необходимость.
ТаблицадиагностикиЗУН.
№
Фамилия, имя
теория
практика
средний балл
п/п

3.2.

н. г.

п. п.

к. г.

н. г.

п. г.

к. г.

н. г.

п. п.

к. г.

Условия реализации программы.

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной
организации рабочего пространства. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия,
имеют светлые оттенки и дополнены методическими пособиями по ритмике и танцу.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) Для
работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала. Материальнотехническое оснащение образовательного процесса
Спортивный зал. Хореографические станки. Зеркала.
Инвентарь и оборудование: обручи, мячи, гимнастические палки, скакалки, гимнастические
коврики. Комната-кладовая для реквизита, костюмы и обувь для концертных выступлений, ноутбук,
видео проектор (для просмотра презентаций).
Список литературы:
Информационно-методическое обеспечение.
- методическая литература, методические разработки по народному танцу;
- видеоклипы, диски с музыкальной и спортивной тематикой;
- Интернет-ресурсы по народной тематике.
Методическая литература.
- Программа Министерства образования РФ для начальных классов общеобразовательных
учреждений, 2018 г;

Список литературы для педагога.
А.Н. Беликова «Бальные танцы» М. Сов. Россия, 2018г.
Васильева-Рождественская. Историко-бытовой танец, М. «Искусство», 2019г.
Д.А. Ермакова «От фокстрота до квикстепа». М.: ООО «Издательство АСТ, 2019г.
Люси Смит «Танцы. Начальный курс», М.: Артель АСТ-2018г.
Н.К. Беснятова «Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации», Айрис-пресс, 2019г.
О.В. Ерохина «Школа танцев для детей» Феникс, 2019г.
Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 2018г.

Список литературы и пособий для обучающихся и их родителей.
А.В. Вербицкая «Основы сценического движения», М.: 2019г.
Е.А. Гринберг «Растем красивыми» Новосибирск, 2018г.
История костюма. М.: Искусство, 2019г
1. https://infourok.ru/sajty-s-metodicheskimi-materialami-5063211.html
2. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/12/11/perechen-eor-katalog-internetresursov


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».