I.Пояснительная записка
1.Основные характеристики программы.
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» реализуется в
соответствии с _художественно-эстетической направленностью образования.
Рабочая программа
составлена на основе примерной программы художественноэстетического направления «Кукольный театр «Петрушка», подготовленной в рамках проекта
«Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения»
(руководители проекта: Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков). Так же в работе с детьми
используются материалы из учебно- методического пособия по театрализованной деятельности
«Кукляндия», авторы: А.И.Буренина, М.И.Родина. Данная программа предусматривает
дополнительное образование детей в художественно –эстетической области.
Направленность программы: Работа направлена на воспитание коммуникативной культуры,
эффективного развития речи и творческих способностей у дошкольников
Новизна программы: Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет
многолетнюю традицию. Известно, что дети любят играть театральными куклами. И эти игры
побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению. Однако, несмотря на
распространенность кукольного театра и, казалось бы, традиционность его использования в работе
с дошкольниками, на мой взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко не
исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка,
развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.
1.2 Актуальность программы: в результате процессов, происходящих в современном
обществе, складывается новый социальный заказ, а именно — формирование творческой,
социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях,
способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые
требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие
индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального
творчества детей.
1.3 Отличительные особенности.
Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения
занятий, т.к. для детей в этом возрасте игра – основной вид деятельности, постоянно
перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности ребенка и служит
безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности к деятельности учебной.
Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические
способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности,
коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность
ребёнка.
1.4 Педагогическая целесообразность.
Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно –
образовательный процесс. Сплочение коллектива обучающихся,
расширение культурного
диапазона, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и
творчество на театральных занятиях. Художественное, эстетическое образование, являясь
неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. Посещение
обучающимися театрального кружка имеет большое значение для формирования детского
самосознания. Постигая секреты мастерства, дети знакомятся с удивительным миром искусства, что
способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с
искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и
эстетических отношений, условием самовыражения личности. Кукольный театр доставляет много
радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей,
располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и
музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку
легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его
художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность,
ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она
реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно
потрогать.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка
и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что
связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка;
способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового,
усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании
ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У
ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене
перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок,
помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше
овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и
спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат
замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше
чувствовать и познавать окружающий мир.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
в нем самому нести в жизнь благое и доброе. В театре с помощью таких выразительных средств как
интонация, мимика, жест, пластика, походка разыгрываются определенные литературные
произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и
учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского
творчества
(художественно-речевого,
музыкально-игрового,
танцевального,
сценического). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет
использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями детей, привлекая
их к изготовлению костюмов, кукол для кукольного театра разучиванию ролей, проведению
экскурсий по ознакомлению с театром в ДК «Байкал», ДКЖ «Железнодорожник»
1.5. Цель программы.
Создание условий для реализации творческих интересов и способностей обучающихся,
развитие художественного вкуса и нравственных начал посредством театрализованной
деятельности.
1.6. Задачи.
-Познакомить с историей кукольного театра;
-Прививать детям любовь к поэтическому слову
-Сформировать условия для развития творческой активности детей в театрализованной
деятельности
-Пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и
понимать искусство;
-Научить детей самостоятельно изготавливать куклы; способствовать развитию мелкой
моторики.
-Развивать внимание, наблюдательность,воображение детей, умение общаться в предлагаемых
обстоятельствах.
-Развивать артикуляцию и дикцию на основе чтения, скороговорок и стихов
-Развивать индивидуальные творческие способности детей;
-Воспитывать коммуникативные навыки.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа
Представленная программа рассчитана на обучающихся 5-7лет, срок освоения 1 год (72часа),
режим работы: 1 час два раза в неделю продолжительность одного занятия 30 минут. Количество
учащихся-10детей. Обучающиеся -дети детского сада «Теремок» и «Брусничка», старшая и
подготовительная группа. Освоение кукол и актерского мастерства - весьма трудоемкая задача,
поэтому важно проводить занятия в определенной системе: от простого- к сложному, от знакомого
– к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения .В процессе
обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, индивидуальный подход к
каждому ребенку. Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия
даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым обучающимся индивидуально, учитывая
его возможности, возрастные и личностные особенности
1.8. Формы занятий.
Форма занятий: игровая, комбинированные и практические занятия.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.
Методы обучения организации работы на занятиях: групповой, индивидуально - фронтальный,
индивидуальный.
1. Приветствие (в игровой форме)
2. Подготовка (тренинг). Упражнения определённой направленности.
3. Работа над сценками и этюдами.
4. Уход (прощание) из театральной студии.
2.Объем программы
2.1. Объем программы –72 часа
2.2. Срок реализации программы – количество недель-36, месяцев-9, 1 учебный год-для
учащихся первого года обучения. 2 учебных года –для учащихся второго года обучения
2.3. Режим занятий: Рабочая программа предполагает проведение двух занятия в неделю во
вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин —
подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 72.
3.Планируемые результаты:
3.1. Планируемые результаты
Результатами первого года обучения должно стать:
-знание теоретического материала в объеме программы первого года обучения
-умение действовать согласованно.
-владение приемами работы с куклой, за ширмой.
-знание 5-8 артикуляционных упражнений.
-умение делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
-умение произносить скороговорки в разных темпах.
-умение произносить скороговорку с разными интонациями.
-умение строить простейший диалог.
-умение составлять предложения с заданными словами.
-умение перевоплощаться в заданный образ
-умение пластически изобразить заданный образ
-умение мимически выражать эмоции
Результатами второго года обучения должно стать:
-знание теоретического материала в объеме программы второго года обучения
- умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
-умение запоминают заданные позы.
-владение приемами работы с куклой, за ширмой.
-умение запоминать и описывают внешний вид любого ребенка.
- знание 8-10 артикуляционных упражнений.
-умение выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко
произнося слова с нужными интонациями.
-умение составлять предложения с заданными словами.
-умение
сочинять
этюды
по
сказкам.
– имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях
(актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
- чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с
другими персонажами
3.2. Способы и формы проверки результатов
Форма оценки результативности.
Педагогический анализ ЗУН (диагностика) проводится 2 раза в год:
Вводная диагностика (для учащихся первого года обучения) – в начале учебного года (2-я
неделя сентября), и итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая).
Для учащихся второго года обучения диагностика ЗУН (диагностика) проводиться в середине
учебного года(4-я неделя января) и в конце учебного года(4-я неделя мая).
Процедура отслеживания и оценки достигнутых результатов обучающихся в театрализованной
деятельности проходит в форме наблюдений за активностью детей в специально организованной
деятельности: этюдный тренаж, музыкально-ритмические упражнения, этюды с куклами, игрыдраматизации.
Итоговая уровневая оценка: высокий уровень; средний уровень ; низкий уровень
Высокий уровень - творческая активность ребёнка высокая, проявляет самостоятельность,
инициативность, ему свойственно быстрое осмысление задания, точное выразительное его
выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной
и театральной деятельности).
Средний уровень - ребенку присущи эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и
театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в
выполнении задания. Однако ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении,
показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень - ребёнок мало эмоционален, спокойно, ровно относится к музыкальной и
театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к
самостоятельности.
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки). 2. Жесты (этюды на выразительность
жестов, в т.ч. «Расскажи стихи руками»). 3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на
сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). 4. Движения
(этюды с музыкальным сопровождением).
Музыкально-ритмические упражнения
1. Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными
образами. 2. Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно
участвовать в выполнении творческих заданий. 3. Умение взаимодействовать с партнёром.
Этюды с куклами
1. Желание участвовать в игре-спектакле.
2. Умение работать с партнёром.
3. Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова,
жесты, мимику, движения, кукол различных систем).
Игры-драматизации
1. Желание участвовать в играх-драматизациях.
2. Умение общаться с партнёром.
3. Способность к импровизации в создании образа.
Проверкой результативности работы групп первого и второго года обучения могут быть
итоговые открытые занятия. Просмотр и обсуждение видео – материалов кукольных спектаклей.
Практические работы по изготовлению кукол. Немаловажным условием оценки результативности
работ, является участие детей в мероприятия (общесадовских, городских, участие детей в
интернет- конкурсах). Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты,
дипломы
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
п
33
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Формы контроля
11111
1.
Раздел 1
2
1
1.1
Тема №1
Техника безопасности.
Тема № 2
Театр кукол, разновидности
кукольного театра
Раздел 2
Магический мир театра
Тема№1
История театра «Петрушка» в
России
1
1
2.2
1.2
2.
1
1
1
5
3
1
1
Тема№3
Театральная лексика
1
1
2.3
Тема№4
Понятие о технологии
изготовления различных кукол
1
2.4
Тема№5
Изготовление кукол.
2
1
1
3.
Раздел 3
«Моя волшебная ручка»
4
2
2
3.1
Тема№1
Пальчиковые куклы.
1
1
3.2
Тема№2
Перчаточные куклы.
1
3.3
Тема№3
Ложковые куклы.
1
3.4
Тема№4
Куклы настольного театра.
1
4.
Раздел 4
«Театр начинается с вешалки, а
кукольный театр с ширмы»
8
4.1
Тема№1
Декорация
1
1
4.2
Тема№2
Плоскостные и объёмные
декорации. Театральный реквизит.
1
1
4.3
Тема№3
Изготовление плоскостных
декораций (деревья, дома и т.д)
1
1
4.4
Тема№4
Первичные навыки работы с
ширмой
5
2.1
Фронтальный
контроль
учащихся
2
Текущая форма
контроля
1
Текущая форма
контроля
1
1
1
3
3
5
2
Текущая форма
контроля
5.
Раздел 5
Речевая гимнастика
8
2
6
5.1
Тема№1
Особенности речи различных
персонажей кукольного спектакля
Модуляция голоса.
3
1
2
5.2
Тема№2
Артикуляции и выразительное
чтение различных текстов
3
1
2
5.3
Тема№3
Тренинг сценической речи
2
6
Раздел6
8
Особенности работы кукловода
(игры-этюды)
Тема№1
4
Движения куклы по передней
створке ширмы. Особенности
психологической подготовки юного
артиста-кукловода
2
Тема№2
Движения куклы в глубине ширмы.
1
6.3
Тема№3
Генеральная репетиция.
Разбор итогов генеральной
репетиции
2
1
1
7.
Раздел 7
Постановка пальчикового
кукольного спектакля «Курочка
Ряба»
8
2
6
7.1
Тема№1
Знакомство с пальчиковым
кукольным театром.
Прослушивание сказки.
Тема№2
Распределение ролей.
Тема№3
Генеральная репетиция.
Тема№4
Творческий отчет
1
1
5
1
8.
Раздел 8
Постановка настольного
кукольного спектакля «Теремок».
8
8.1
Тема№1
Знакомство с настольным
кукольным театром.
Тема№2
Выразительное чтение сказки.
Распределение ролей.
1
6.1
6.2
7.2
7.3
7.4
8.2
2
7
Практическая
работа
4
2
1
1
1
2
6
1
1
Практическая
работа
4
1
2
Текущая форма
контроля
1
Текущая форма
работы
8.3
Тема№3
Первичная отработка навыка
работы с куклами.
Выразительное чтение слов
каждого героя сказки,
4
8.4
Тема№4
Генеральная репетиция.
Творческий отчет.
1
9.
Раздел 9
Постановка театра ложек «Репка»
Тема№1
Эти «волшебные» ложки.
Давайте познакомимся.
10
2
8
2
1
1
Тема№2
Здравствуйте, сказочные герои.
Репетиция по эпизодам.
Тема№3
Генеральная репетиция.
Тема№4
Творческий отчет.
Раздел 10
Постановка кукольного театра
«Волк и семеро козлята»
5
11
3
10.1
Тема№1
«Моя волшебная рукавичка.»
Давайте познакомимся.
1
1
10.2
Тема№2
Просмотр мультфильма.
Здравствуйте,сказочные герои.
1
1
10.3
Тема№3
Говорят герои.
Соединение действий кукол со
словами пьесы.
Тема№4
Репетиция по эпизодам.
Тема№5
Генеральная репетиция.
1
1
10.6
Тема№6
Творческий отчет.
1
1
11.
Раздел 11
1
1
11.1
Тема№1
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Итоговая
аттестация обучающихся.
9.1
9.2
9.3
9.4
10.
10.4
10.5
2
1
1
Практическая
работа
5
1
1
1
1
7
5
1
4
2
1
1
72
21
Содержание программы первого года обучения
1.Вводное занятие (2часа).
3
51
Практическая
работа
Практическая
работа
1.1.Техника безопасности.
1.2. Театр кукол, разновидности кукольного театра. Рассказ об истоках Театра кукол.
Разновидности кукольного театра в разных странах (Италия, Япония, Турция, Франция).
2. Магический мир театра (5 часов).
2.1. Знакомство детей с особенности театра кукол. Рассказ об истоках создания театра
«Петрушка» в России.
2.2. Знакомство с театральной лексикой. Понятия: кукловод, персонажи, сюжет и др.
2.3.Понятие о технологии изготовления различных кукол.
2.4. Изготовление кукол. Знакомство с технологией разработки. Выбор материалов для
изготовления различных частей куклы.
3. Моя волшебная ручка (4ч).
3.1 Пальчиковые куклы. Овладение навыками кукловождения пальчиковыми куклами.
3.2. Перчаточные куклы. Овладение навыками кукловождения перчаточными куклами.
3.3. Ложковые куклы. Овладение навыками кукловождения ложковыми куклами.
3.4. Куклы настольного театра. Овладение навыками кукловождения куклами настольного
театра.
4. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр с ширмы (8ч).
4.1. Декорация. Знакомство детей с понятием «декорация». Ознакомление с элементами
оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.
4.2. Понятие о плоскостных и объёмных декорациях. Понятие о физико-технических
свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
4.3. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о физикотехнических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
4.4. Первичные навыки работы с ширмой. Установка ширмы и изготовление элементов
декорации.
5. Речевая гимнастика (8ч).
5.1. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей
кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Модуляция голоса.
5.2. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог,
монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь втора за кадром и т.п.). Природные задатки
человека, пути их развития.
5.3. Отработка навыков сценической речи.
6. Особенности работы кукловода (8часов).
6.1. Понятие о разнообразности движений различных частей кукол.
6.2. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности
психологической подготовки юного артиста-кукловода.
6.3. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.
6.4. Понятие о театральных профессиях (актёр, гример, режиссер и др.). Закрепление
навыков жестикуляции и физических действий.
6.6. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.
7. Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба» (8часов).
7.1. Знакомство детей с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с
пальчиковыми куклами.
7.2. Прослушивание сказки. Проигрывание в ролях. Подбор музыкального
сопровождения.
7.3. Распределение ролей. Первичная работа с куклами персонажами.
7.4. Отработка спектакля. Обучение соединению действий кукол со словами сказки.
7.5. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.
7.6. Творческий отчет. Показ пальчикового кукольного спектакля «Курочка Ряба»
8. Постановка настольного кукольного театра «Теремок» (8ч ).
8.1. Ознакомление детей с настольным кукольным театром. Изготовление кукол.
8.2. Выразительное чтение сказки. Обсуждение характеров героев сказки, обсуждение
постановочного плана.
8.3.Распределение ролей. Знакомство с куклами сказки.
8.4. Первичная отработка навыка работы с куклами сказки.
8.5. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на
материале пьесы.
8.6. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.
8.7. Творческий отчет. Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»
9. Постановка театра ложек «Репка» (10часов).
9.1. Эти «волшебные» ложки. Знакомство детей с театром ложек. Изготовление кукол.
9.2. Давайте познакомимся. Прослушивание сказки. Распределение ролей, обсуждение
характеров героев сказки «Репка».
9.3. Здравствуйте, сказочные герои. Подбор музыки, проигрывание в ролях. Заучивание
слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).
9.4. Репетиция по эпизодам. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых
обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы
9.5. Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.
9.6. Творческий отчет.
10. Постановка кукольного театра «Волк и семеро козлята» (11 часов).
10.1. Моя волшебная
Изготовление кукол.
рукавичка.
Ознакомление
детей
с
перчаточными
куклами.
10.2. Давайте познакомимся. Прослушивание сказки. Работа над основными терминами и
понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д.
10.3. Просмотр мультфильма.
10.4. Здравствуйте, сказочные герои. Распределение ролей, обсуждение характеров героев
сказки.
10.5. Говорят герои. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).
10.6. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой.
10.7. Репетиция по эпизодам. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых
обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы.
10.8.Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.
10.9.Творческий отчет. Показ кукольного спектакля «Теремок».
11. Итоговое занятие.(1часа)
Подведение итогов года. Итоговая аттестация обучающихся. Просмотр
видео – материалов спектаклей.
и обсуждение
Учебно-тематический план второго года обучения
п
Название разделов и тем
Формы контроля/
Всего
часов
теория
практ
ика
2
1
1.
Вводное занятие
3
1
1.1
1.2
Техника безопасности
Диагностика ЗУН обучающихся
1
2
1
2.
Основы актерского мастерства
10
2
8
2.1
Занятия направлены на отработку
дикции, интонации, темпа речи,
рифмы, ритма.
Виды эмоций, настроения, способы их
выражения
Упражнения и игры на внимание
Работа над этюдами (сказкиэкспромты)
4
2
2
2.2
2.3
2.4
фронтальный
2
2
2
2
2
2
2
Практическая работа
3
Речевая гимнастика
10
2
3.1
Особенности речи различных
персонажей кукольного спектакля
Модуляция голоса
Артикуляционная гимнастика
2
1
4
4
3.3
Тренинг сценической речи
(выразительное чтение стихов)
4
4
4
«Кукляндия» (творческая мастерская)
10
4.1
Изготовление простейших
перчаточных кукол
Движения различных частей
кукол.(«Зарядка для кукол»)
Изготовление пальчиковых кукол
Декорация из картона и бумаги.
Работа над спектаклем
2
3.2
4.2
4.3
4.4
5
4
2
8
8
2
2
2
2
8
2
2
2
6
1
Постановка спектакля
«Дюймовочка
5.2
Прослушивание сказки, беседа о
героях сказки, распределение ролей
1
5.3
Репетиция по эпизодам.
Выразительное чтение слов каждого
героя сказки
4
5.4
Генеральная репетиция с
музыкальным сопровождением
Творческий отчет для зрителей
2
6
Постановка пальчикового кукольного
театра « Под грибом».
8
2
6.1
Выразительное чтение пьесы,
распределение ролей
1
1
6.2
Репетиция по эпизодам. Заучивание
слов каждого героя сказки
4
4
6.3
Генеральная репетиция с
музыкальным сопровождением
2
2
6.4
Творческий отчет для зрителей
1
1
7
Постановка сценки «Новогодние
приключения Колобка»
Выразительное чтение пьесы,
распределение ролей
10
1
1
1
7.2
Репетиция по эпизодам. Заучивание
слов каждого героя сказки
6
6
7.3
Генеральная репетиция с
музыкальным сопровождением
2
2
7.1
Индивидуальная работа
2
5.1
5.5
Практическая работа
8
Практическая работа
1
4
1
1
1
1
6
9
Практическая работа
7.4
Творческий отчет для зрителей
1
8
Постановка кукольного театра
« Подарок для солнышка»
10
3
8.1
Выразительное чтение пьесы,
распределение ролей
Изготовление декораций
Соединение действий кукол со
словами пьесы. Репетиция по эпизодам
1
1
3
4
1
1
Генеральная репетиция с
музыкальным сопровождением
Творческий отчет
1
1
1
1
9
Подведение итогов года. (Участие
детей в отчетном творческом
концерте)
2
1
1
Итоговая диагностика ЗУН
обучающихся.
2
1
1
10.
1
1
8.2
8.3
8.4
8.5
1
72
1
16
7
Практическая работа
2
3
Практическая работа
1
56
Содержание программы второго года обучения
1.Вводное занятие (3 часа)
Тема 1.1Знакомство с программой. Правила техники безопасности на занятиях.
Тема 1.2Диагностика ЗУН обучающихся
2.Основы актерского мастерства (10часов)
Цель: Этот раздел программы призван познакомить детей с элементарными понятиями и
различными видами театрального искусства. Учит детей ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться по площадке.
Учит строить диалог с партнером на заданную тему. Развивает способность произвольно
напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Развивает зрительное, слуховое внимание,
память, образное мышление, фантазию, интерес к сценическому искусству. Упражняет в четком
произношении слов, работать над дикцией. Воспитывает нравственно-этические качества.
2.1 Занятия направлены на отработку дикции, интонации, темпа речи, рифмы, ритма
2.2 Виды эмоций, настроения, способы их выражения
2.3 Упражнения и игры на внимание
2.4 Работа над этюдами
3.Речевая гимнастика (10 часов)
Цель: Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата. Отработка навыков сценической речи
3.1Особенности речи различных персонажей кукольного спектакля. Модуляция голоса
3.2 Артикуляционная гимнастика
3.3Тренинг сценической речи (выразительное чтение стихов)
4.«Кукляндия» (творческая мастерская),(10 часов)
Цель: Познакомить с театром на руке (пальчиковый, перчаточный, теней), способами
изготовления кукол этого театра, развитие творчества, закрепление правил кукловождения.
4.1Изготовление простейших перчаточных кукол
4.2Движения различных частей кукол.(«Зарядка для кукол»)
4.3Изготовление пальчиковых кукол
4.4Декорация из картона и бумаги.
5.Постановка спектакля «Дюймовочка»(8часов)
Цель: Включает в себя знакомство с пьесой, работу над спектаклем от этюдов и отдельных сцен
до показа зрителем. Упражнять детей в правильном произношении слов, фраз, скороговорок,
стихов. Учить детей вести диалог, не перебивая друг друга. Работать над выразительным
произношением вопросительных и восклицательных предложений. Побуждать импровизировать
жеста и мимику соответственно настроению и характеру.
5.1Прослушивание сказки, беседа о героях сказки, распределение ролей
5.2Репетиция по эпизодам. Выразительное чтение слов каждого героя сказки
5.3.Генеральная репетиция с музыкальным сопровождением
5.4Творческий отчет для зрителей
6.Постановка пальчикового кукольного театра «Под грибом»(8часов)
Цель: Познакомить детей с этим видом кукольного театра, показать способы вождения таких
кукол. Разучить несколько маленьких сценок. Обратить внимание детей на пластику движений,
сохранение правильной осанки при вождении куклы. Показать эти сценки детям младшего
дошкольного возраста
6.1Прослушивание сказки, беседа о героях сказки, распределение ролей
6.2Репетиция по эпизодам. Выразительное чтение слов каждого героя сказки
6.3.Генеральная репетиция с музыкальным сопровождением
6.4Творческий отчет для зрителей
7.Постановка сценки «Новогодние приключения Колобка»(10).
Цель:Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную
интонацию, логику речи. Учить согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать чувство
ритма и координацию движений, пластическую выразительность.
7.1Прослушивание сказки, беседа о героях сказки, распределение ролей
7.2Репетиция по эпизодам. Выразительное чтение слов каждого героя сказки
7.3.Генеральная репетиция с музыкальным сопровождением
7.4ворческий отчет для зрителей
8.Постановка кукольного спектакля «Подарок для солнышка» (10 часов)
Цель: Продолжать учить детей вождению верховых кукол. Работать над движением кукол под
музыку, импровизация танцевальных номеров. Обратить внимание на огромное значение в
кукольном театре интонации, выражающей определенное эмоциональное состояние (грусть,
веселье, удивление, жалобу и т.д.
8.1Прослушивание сказки, беседа о героях сказки, распределение ролей
8.2Репетиция по эпизодам. Выразительное чтение слов каждого героя сказки
8.3.Генеральная репетиция с музыкальным сопровождением
8.4Творческий отчет для зрителей
9. Подведение итогов года. (Участие в отчетном концерте) (2 часа)
10. Итоговая диагностика ЗУН обучающихся. (1 час)
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1Методическое обеспечение программы:
Формы занятий: кружковые. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
связаны с практическими методами обучения. На занятиях используются объяснительноиллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы. Им соответствуют
приемы, направленные на практическое выполнение заданий обучающимися: -знакомство с
пальчиковым, ложковым, настольным кукольным театром, -разучивание мизансцен, ролей, постановка спектаклей. Формы подведения итогов: итоговые спектакли. Программа адресована
детям старшего дошкольного возраста, направлена на развитие и коррекцию высших психических
функций.
-информационная и справочная литература
-разработки и конспекты занятий
--диагностические методики, определяющие уровень полученных знаний, умений, навыков
обучающихся
-наглядные тематические пособия
3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Программы Материалы и оборудование:
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Фланелеграф.
4. Пальчиковый театр
5. Детские костюмы для спектаклей.
6. Взрослые костюмы для спектаклей.
7. Элементы костюмов для детей и взрослых.
8. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
9. Ширма для кукольного театра
10. Декорации к спектаклям
11. Музыкальный центр
12. Ноутбук
3.3 Список литературы
nsportal.
ruhttp://sk-vinil-d.belnet.ru/index.htm
http://www.happy-kids.ru/cat.php?cat_id=77
- Мерзлякова С.И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных
образовательных учреждений – Мю: Обруч, 2012.
- Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной
деятельности.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. –
М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. (Пособие для
воспитателей и - Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под
ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под
редакцией О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.:
Просвещение, 1991.