УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЭВРИКА»
«ПРИНЯТО»
На педагогическом совете
МАОУ ДО «ДДТ «Эврика»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ ДО «ДДТ «Эврика»
____________Фибих М.О.
Протокол № _____
От « » _______ 20 года
Приказ № ______
От « » _______ 20 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «ГРАЦИЯ»
Направленность: художественная
Возраст: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-разработчик: педагог дополнительного образования
Митиченко Кристина Александровна
г. Северобайкальск, 2022
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика и танец» реализуется
в соответствии с практической направленностью образования:
Составлена на основании федерального закона
от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об
образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ
9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Данная программа относится к художественному направлению и направлена на развитие
художественного вкуса и творческих способностей обучающихся, приобретение ими
определенных знаний и умений в искусстве танца.
В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой
подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений.
Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкальноритмической
деятельности:
использовать
музыкально-
ритмические
игры,
этюды,
пальчиковую гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара,
который выполняется ежегодно в связи с современными требованиями. При этом он отвечает
требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его
разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию, а также удобен
для
двигательных
упражнений.
Занятия
хореографией
помогают
детям
снять
психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе,
развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что
необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость,
скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для
занятия танцем, но и для здоровья в целом. Хореография не только даёт выход повышенной
двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств.
Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет
выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных
доставляют его показательные выступления на праздничном концерте и на открытых
занятиях!
В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус
детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, оказывается разностороннее
влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у
детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают
радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному
ритму и с радостью реагируют на него.
1.2. Актуальность программы
Программа «Ритмики» имеет творческо-практическую направленность, которая является
важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Программа
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В
процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности,
ухудшается внимание, память, удлиняется латентный период двигательной реакции, в
результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка, увеличивается
тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса
является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный
отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. Увеличение объема
двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной
активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и
нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной
работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему
оздоровлению организма.
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец
органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы
театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический,
духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец,
без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительной
реализации
особенностью
программы
учебно-воспитательных
развивающую направленность
задач,
является
комплексность
предполагающих,
в
подхода
первую
при
очередь,
программы. Данная комплексность основывается на
следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение
простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации
ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только
узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях
танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
-
формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при
постановке танцев и подготовке публичного выступления.
1.4. Педагогическая целесообразность
Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку
попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие
перспективы для самоопределения и самореализации.
Разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это
касается всех обучающихся, ведь в объединение принимаются дети с разной степенью
одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребёнку.
1.5. Цель программы
Формировать
у
детей
творческих
способностей
через
развитие
музыкально-
ритмических и танцевальных движений. Укреплять здоровье, корректировать осанку
детей за счет систематического и профессионального проведения, основанного на
классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и
методов воспитания дошкольников
1.6. Задачи
1. Обучающая - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам
классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте,
основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать
выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
2. Развивающая -
развитие музыкальных
и
физических
данных
детей,
образного
мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к
танцевальному искусству.
3. Воспитывающая - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к
прекрасному,
трудолюбию,
самостоятельности,
аккуратности,
достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
целеустремленности
в
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа Возраст учащихся от 4 до 7
лет, группа 1, в группе 15 человек 4-7лет.
1.8. Формы занятий:
Занятия проводятся в группах и малыми группами. Основными формами работы
являются: тренировки, репетиции, открытые и зачётные занятия, различные праздники,
концерты, конкурсы и фестивали, а также творческие встречи с профессиональными
артистами и танцевальными коллективами.
На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: игровые, словесные,
наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, индуктивные, творческие.
(просмотр и анализ видеозаписей выступлений коллектива на занятиях, репетициях,
конкурсах и фестивалях, рассказы и беседы с обучающимися, показ педагога, для наиболее
успешного освоения программы применяются зачётные и актёрские книжки. Содержание
программы:
Для детей младшего дошкольного возраста (4-7 лет) 1-й год обучения программа
включает:
-упражнения на середине зала;
-ритмические упражнения и игры;
- коллективно — порядковые упражнения;
-танцевальные элементы и композиции.
-партерная гимнастика.
Методические
рекомендации
к
организации
занятий:
формируется
способность
воспринимать и воспроизводить движения, показываемое взрослым, учатся двигаться в
соответствии с характером музыки.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения по программе 144
часа, 2 раза в неделю по 2 часа.
2.2. Срок реализации программы – количество недель 90, 18 месяцев, 1 год,
необходимых для освоения программы.
2.3. Режим занятий: 2 раз в неделю по 2 часа.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы добиваемся следующих
результатов:
Первый год обучения (старшая группа). Дети владеют навыками по различным видам
передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в обще развивающих
и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в
движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными
хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять
ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Первый год обучения (старшая и подготовительная группа).После первого года
обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии.
Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер
музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично
двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами
простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку. Умеют выполнять
танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах.
Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие
двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные
движения в импровизации под музыку этого года обучения.
Формы проверки результатов:
— выступления детей на открытых мероприятиях;
— участие в тематических праздниках;
— контрольные занятия;
— итоговое занятие;
— открытые занятия для родителей;
— отчетный концерт по итогам года.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Тематический блок
Количество часов
Практи
Теория
Всего
ка
Форма контроля
Вводное занятие
1.
2.
3.
4.
5.
1
3
4
Диагностика ЗУН.
Азбука музыкального
движения.
Упражнение на развитие
ориентации в пространстве
Упражнение на развитие
отдельных групп мышц и
подвижности суставов.
учащихся.
1
12
13
1
7
8
1
10
11
Упражнения на развитие
художественно-творческих
способностей.
1
14
15
Танцевальная азбука
4
12
16
Групповые танцы
1
13
14
Танцевально - ритмическая
гимнастика
1
6
7
Патриотизм
1
6
7
7.
9.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Практическая работа.
Входящая диагностика.
Практическая работа.
6.
8.
Фронтальный контроль
Практическая работа.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Практическая работа.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Практическая работа.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Практическая работа.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
10.
Эмоционально-творческое
развитие.
1
6
7
Постановочная работа
1
16
17
Репетиционная работа
1
16
17
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Практическая работа.
Фронтальный контроль
учащихся.
Текущая форма контроля.
Практическая работа.
Текущая форма контроля.
Публичные выступления
1
3
4
Текущая форма контроля.
Итоговое занятие
1
3
4
Промежуточная
диагностика.
Итоговая диагностика.
Всего часов:
14
130
144
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Вводное занятие
-Теоретические сведения
Беседа с детьми о целях и задачах занятий, о соблюдении техники безопасности на занятиях
по ритмике, о правилах поведения в танцевальном зале, о форме одежды на занятиях.
•
Азбука музыкального движения
-Теоретические сведения
Анатомия и гигиена тела. Положение корпуса, рук, ног, головы шеи во время движения.
Элементы музыкальной грамоты: характер музыки, темп, динамические оттенки.
-Практические занятия
- основные движения под музыку на 2/4, 3/4, 4/4, (ходьба, бег, прыжки и.т. д.);
- общеразвивающие упражнения;
- элементы гимнастики: упражнения с предметами (обруч, скакалка, мяч);
- разминка в стиле акробатики (проработка всех групп мышц);
•
Упражнение на развитие ориентации в пространстве.
-Теоретические сведения
Знать: что такое колонна, линия, круг. Что такое пространство и правильное определение?
- Практические занятия
- построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвёрками в движении и на
месте;
- построение в круг, движение по кругу;
•
Упражнение на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
-Теоретические сведения
Анатомия и гигиена тела. Положение корпуса, рук, ног, головы шеи во время движения.
Знать названия групп мышц.
-Практические занятия
- упражнения для рук и плечевого пояса: маховые и круговые движения руками, сгибание и
разгибание рук;
- упражнения для туловища: наклоны вперед назад, в сторону из различных исходных
положений ног, с различными движениями руками; пружинистые наклоны туловища вперед,
в сторону; круговые движения туловищем; из положения, лежа на спине поднимание
туловища, не отрывая ног от пола;
- упражнения для ног: маховые и медленные движения согнутой и прямой ногой из
различных исходных положений (стоек) в различных направлениях; приседания на двух
ногах и на одной; выпады вперед, назад, в сторону и пружинящие движения в выпадах;
различные прыжки на одной и на двух ногах;
- упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- напряжение и расслабление мышц рук;
- напряжение и расслабление мышц ног;
- вращение стопы: поднимание носком вверх, опускание вниз, отведение вправо и влево;
•
Упражнения
на
развитие
Импровизация движений, игры.
художественно-творческих
способностей.
Теоретические сведения
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками,
притопами некоторых музыкальных произведений. Овладение простейшими навыками
координации движений.
Практические занятия
- играем в скакалку, мяч;
- сажаем картошку, собираем ягоду;
- движения в образах сказочных персонажей: зайца, лисы, волка, кота, мышей и т.д;
•
Танцевальная азбука.
Детские бальные танцы
Теоретические сведения
Знание требований, предъявляемых к исполнению танцев: грамотность, музыкальность,
выразительность. Значение правил исполнения парных танцев; место и ведущая роль
мальчика в парном танце, согласованность движений.
Практические занятия
- танцевальный шаг с носка, с подскоком, легкий бег, шаг с подскоком;
•
Танцевальные шаги в образе различных животных
Теоретические сведения
Описание образа различных животных и их движения.
Практические занятия
- уметь передавать характер музыки в образе животного;
- мимика движения характер животного;
- повадки животного;
Парный бальный танец «Самба»
Теоретические сведения
История возникновения танца. Презентация
Практические занятия
- основной шаг;
- боковой приставной шаг;
- положение в паре;
- изучение и отработка танцевальной композиции;
Парный бальный танец «ча-ча-ча»
Теоретические сведения
История возникновения танца. Презентация
Практические занятия
- основной шаг;
- боковой приставной шаг;
- положение в паре;
- изучение квадрата в повороте;
- изучение и отработка танцевальной композиции;
Итоговое занятие.
•
Групповые танцы
Особенности исполнения движений танца. Основы ритмических движений.
Упражнения для рук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп. Данный
раздел включает в себя композицию, постановку и репетицию танца.
Теоретические сведения
Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.
Практические занятия
Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама», « Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…
• Танцевально - ритмическая гимнастика
Теоретические сведения
Основы постановка корпуса. Что такое выворотность. Точки зала. Работающая и опорная
нога.
Практические занятия
Постановка корпуса на середине зала. Повороты и наклоны головы.
Упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать
на них движением;
-передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года;
-передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования
музыкальных фраз;
-самостоятельно начинать движения после вступления;
-менять движения со сменой частей, музыкальных фраз.
•
Патриотизм.
Теоретические сведения
Патриотизм одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к
родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрыво связанно
с воспитанием чувств чести, долго, ответственности человека в обществе. При изучении
темы Великой Отечественной войны и Победы дети имеют возможность изучать эту теме
не только на занятиях по истории в школе, но и на уроках хореографии.
Практические занятия
Познакомить детей с понятиями патриотизм, привлечь любовь к родине.
Постановка танца, музыкальная композиция времен ВОВ «Синий платочек»
•
Танцевальные этюды
Теоретические сведения
Педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия
групповые и индивидуальные (по востребованию).
Практические занятия
Танцевальные этюды педагог ставит сам: они служат ступенью, подготовкой к
дальнейшим номерам.
танцевальные этюды – обучающиеся импровизируют под музыку. Это поиск
пластического образа, состояния настроения.
•
Эмоционально-творческое развитие.
Теоретические сведения
Сюжетные игры, подвижные игры, обще развивающие игры.
Практические занятия
Сюжетные игры, подвижные игры, обще развивающие игры, игры для создания
доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка
к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и
удары ладош». «Пропоем, про хлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто
ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
•
Постановочная работа
Теоретические сведения
Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.
Практические занятия
Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.
Примерный репертуар: «Мама»,« Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок.
•
Репетиционная работа:
-подборка музыкального материала;
- предварительный отбор выразительных средств;
- сочинение композиционного построения – рисунок танца.
•
Публичные выступления
Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах, родительских
собраниях. Радость детей, желание показать свои умения, смешивается со страхом: выход
на сцену — очень ответственный шаг. И преодоление этого страха послужит детям в
преодолении жизненных трудностей.
•
Итоговое занятие
К концу первого года обучения обучающийся будет знать:
lправила постановки корпуса;
lназвания танцевальных элементов;
lосновы хореографических упражнений по программе этого года обучения;
уметь:
-передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный,
лирический, героический и т.д.);
-исполнять ритмические и бальные танцы.
•
Постановка танцев
-Танец «Прадедушка»
-Танец «Папури»
•
Итоговое занятие.
Теоретические сведения
Проверка теоретических знаний, умений, навыков. Диагностика ЗУН.
Практические занятия
Проверка практических знаний, умений, навыков. Диагностика ЗУН
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы
Занимательная разминка.
Ходьба на носочках, руки на поясе. Ходьба на пятках, руки согнуты в локтях. Подскоки.
Ходьба одна нога на пятке, другая на носке. Боковой галоп правым и левым боком. Ходьба
«пауки» (животом вверх), передвигаться ногами вперед. Быстрый бег (2-3круга). Дыхательные
упражнения. Ходьба «обезьянки» (руки и ноги согнуты), передвигаться быстро на каждый шаг.
Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед. Ходьба с упражнениями для рук: руки вперед, руки
вверх, руки в стороны, сжимая пальцы в кулак. Заключительная ходьба и речевка: Раз, два! –
левой! Мы шагаем смело. Нам сейчас бы на парад. Каждый будет очень рад!3-4 неделя. Ходьба на
носках, руки вверх. Ходьба на пятках спиной вперед. Ходьба одна нога на пятке, другая на носке.
Легкий бег. Ходьба, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой. Ходьба «раки» (ходьба на
четвереньках – И.п.: сидя на полу, руки сбоку на ладонях. 1-перенести туловище к ступням ног; 2и.п.). Боковой галоп вправо и влево. Ходьба «Слоники» (ноги и руки прямые – высокие
четвереньки). Бег с сильным сгибанием ног сзади. Ходьба, пятки вместе носки врозь. Ходьба,
носки вместе, пятки врозь (косолапить). Ходьба полуприсяду, руки вперед. Бег, вынося ноги
вперед. Ходьба спиной вперед. Легкий бег. Заключительная ходьба.
Веселый тренинг. «Качалочка» на гибкость – для мышц спины, ног. На лесной полянке
играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте попробуем, и мы также покачаться!
Лягте на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками.
Покачайтесь на спине вперед-назад. Когда устанете - отдохните. Повторить 3 раза
«Цапля» на координацию – для мышц ног. Стоя на правой ноге, согните левую ногу в колене,
руки чуть в стороны, и постойте так немножко. А потом – на левой ноге. Когда цапля ночью спит
на одной ноге стоит. Не хотите ли узнать: Трудно ль цапле так стоять? А для этого нам дружно
сделать позу эту нужно.
«Катание на морском коньке» на гибкость – для мышц живота, ног.
Дети, лягте на спину. Представьте себе ровную водную гладь моря. Вдруг над водой
появляется голова конька и всадника. Одновременным встречным движением рук и ног сядьте в
«угол», руками обхватить колени. Наши ноги – это морские коньки, а мы всадники. Немного
прокатились и погрузились в воду: легли на спину и расслабились. Повторить 3-4раза«Стойкий
оловянный солдатик» – для мышц спины, живота, ног.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась
качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным,
как оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу. Дует
сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь.
Повторите 3 раза. А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть. Молодцы! Танцевальная
гимнастика.
Ритмичный танец «Цыганский».
Каждое упражнение выполнять по 8 раз.
Стоя, обхватить плечи руками, голову вправо. Подниматься высоко на носочки.
Стоя, руки внизу. Большие круги руками, перед собой.
Стоя, руки внизу. Поднимать поочередно плечи вверх.
Стоя, на коленях. Наклоны назад поднимая поочередно, руки назад.
«Фонарики». Стоя, руки вверх. Шаг вправо, вращать кистями.
Стоя, руки вверх. Правую ногу назад – хлопнуть левой рукой по пятке. То же другой ногой.
Стоя, руки в стороны. Обнять себя за плечи, голову – на грудь.
Стоя, руки внизу. 4шага вперед, руки прямо: 4шага назад, руки назад.
Стоя, руки в стороны, пальцы врозь. Повороты на месте вокруг себя, покачивая кистями рук.
Прыжки вверх. Поочередно ставить ногу на пятку перед собой.
Стоя, руки за голову. Прыжки на месте с поворотом вокруг себя, сгибая ноги назад.
Обнять себя за плечи и сказать: «Все!»Подвижные игры.
«Возьми платочек!»Дети стоят в колонне парами, взявшись за руки. Перед ними на расстоянии
5-6м стоит водящий с платочком в руке. Он говорит слова: «Кто сумеет добежать и платочек
первым взять? Раз, два, три – беги!». После слова: беги! Дети, стоящие последними в колонне,
опускают руки и бегут, чтобы взять платочек. Тот, кто первый взял платок, становится водящим.
Новая пара становится впереди колонны.
«Хитрая лиса»Дети становятся в круг. Выбирается водящий, у него в руках маленькая
резиновая игрушка – лиса. У детей руки спрятаны за спину, глаза закрыты. Водящий идет за
кругом, кладет кому-нибудь в руки игрушку и встает на место в круг. Дети открывают глаза и
спрашивают 3 раза (в начале тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?». Ребенок, у которого в
руке игрушка, выходит в центр круга, поднимает игрушку вверх и говорит: «Я здесь!». Дети
разбегаются, а лиса их ловит, дотрагиваясь игрушкой. Те, кого лиса коснулась, садятся на
скамейку. После того, как лиса поймает 2-3детей, педагог произносит: «Раз, два, три – в круг
скорей беги!» и игра начинается вновь.
«Подкрадись неслышно» – игра малой подвижности.
Дети садятся на пол в круг, в центре – водящий с завязанными глазами. Один из играющих (по
указанию педагога) старается неслышно подкрасться к водящему. Если водящий услышит шум, он
указывает рукой соответствующее направление. Если направление указано неправильно,
водящему развязывают глаза, и выигравший занимает его место.
«Угадай по голосу» В середине круга стоит ребенок с закрытыми глазами. Дети взявшись за
руки, идут по кругу со словами: «Мы по кругу идем, мы лисичку зовем». Останавливаются.
педагог показывает рукой на кого-нибудь ребенка, и тот спрашивает: «Хитрая лиса, где я?».
Водящий с закрытыми глазами должен подойти к позвавшему его ребенку и сказать: «Вот, ты
где!» и назвать имя.
Таблица диагностики З.У.Н.
№
Фамилия, имя
п/п
теория
н. г.
п. п.
практика
к. г.
н. г.
п. г.
средний балл
к. г.
н. г.
п. п.
к. г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Для оценки результативности образовательной программы «Ритмика и танец» в группе
проводится диагностика знаний, умений и навыков.
Форма и методы проверки результатов:
1.
Творческие постановочные работы.
2.
Постановка музыкально-танцевальных представлений.
3.
Метод педагогических наблюдений.
Этапы диагностики:
- Входящая (начало учебного года).
ЦЕЛЬ: оценить начальный уровень знаний детей.
- Промежуточная (конец полугодия).
ЦЕЛЬ: сравнить уровень знаний детей на начало и середину года.
- Итоговая (конец учебного года).
ЦЕЛЬ: определить уровень ЗУН детей по завершению изучения программного материала
1 года обучения. Для проведения диагностики учащимся предлагается выполнить
теоретические и практические задания
(входящая диагностика – оцениваем имеющиеся
знания, промежуточная и итоговая – предлагаются задания из уже пройденного
программного материала). Результаты оцениваются по пятибалльной системе:
1-не справился с заданием
2-справился с заданием, в большей степени с помощью педагога
3-справился с заданием с небольшой помощью педагога, сверстников
4-справился с заданием с небольшой подсказкой педагога
5-справился с заданием полностью
Тестовые материалы для контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Фамилия,
№
Перечень вопросов
имя
ребёнка
Ответы (в баллах)
Оценка
Правильный
Не во всём Невер-ный
ответ
правильный
ответ
ответ
3.2.
1
Определение
характера музыки,
темпа, ритма
2
Знание
жанровых
особенностей
музыки
3
Знание
основных
видов
движений
испол. для передачи
муз. образа
4
Умение
самост.
исполнять знакомые
плясовые движения
5
Знание и определение
видов танца (бальный,
народный,
классический)
Условия реализации программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от
правильной организации рабочего пространства. Хорошо, если стены помещения, в
котором проходят занятия, имеют светлые оттенки и дополнены методическими
пособиями по ритмике и танцу.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим
светом) Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного
материала.
Материально-техническое
оснащение
образовательного
процесса
Спортивный зал. Хореографические станки. Зеркала.
Инвентарь и оборудование: маты, дорожка спортивная, Комната-кладовая для реквизита,
музыкальный центр, CD диски и видеокассеты, аудиокассеты, костюмы и обувь для
концертных выступлений, видеоаппаратура, видеокассеты.
Список литературы:
А.А.Климов, «Основы русского народного танца». Москва. 2017 г.
А.Бочаров, А.Лопухов «Основа характерного танца». Изд. Москва. 2019г.
В.С.Костровицкая, «100 уроков классического танца». 2019 г.
Джим Холл. «Учимся танцевать». Москва. 2018г.
О.В.Ерохина, «Школа танцев для детей», (Фольклор, классика, модерн). 2016 г.
П.А.Колодницкаий, «Музыкальные игры, ритмические упражнения для детей».
20016г.
7. https://infourok.ru/sajty-s-metodicheskimi-materialami-5063211.html
8. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/12/11/perechen-eor-kataloginternet-resursov
1.
2.
3.
4.
5.
6.