I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
1.
Основные характеристики программы:
1.1.
Дополнительная общеразвивающая программа «Модуль»
реализуется в
соответствии с технической направленностью:
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании
федерального закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
3D-моделирование—прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс
создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ.
Моделируемые объекты выстраиваются на основе чертежей, рисунков, подробных описаний и
другой информации.
Актуальность программы заключается в том, что данная программа связана с
1.2.
процессом информатизации и необходимостью для каждого человека овладеть новейшими
информационными технологиями для адаптации в современном обществе и реализации в полной
мере
своего
творческого
потенциала.
Любая
современными компьютерными технологиями.
творческая
профессия
требует
владения
Результаты технической фантазии всегда
стремились вылиться на бумагу, а затем и воплотиться в жизнь. Если раньше, представить то, как
будет выглядеть дом или интерьер комнаты, автомобиль или теплоход мы могли лишь по чертежу
или рисунку, то с появлением компьютерного трехмерного моделирования стало возможным
создать объемное изображение спроектированного сооружения. Оно отличается фотографической
точностью и позволяет лучше представить себе, как будет выглядеть проект, воплощенный в
жизни и своевременно внести определенныекоррективы. 3D модель обычно производит гораздо
большее впечатление, чем все остальные способы презентации будущего проекта. Передовые
технологии позволяют добиваться потрясающих (эффективных) результатов.
1.3.
Отличительные особенности программы.
Программа личностно-ориентирована и составлена так, что бы каждый ребёнок имел
возможность самостоятельно выбрать наиболее интересный объект работы, приемлемый для него.
На занятиях применяются информационные технологии и проектная деятельность.
1.4.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа
позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им
помощь в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью 3D-принтера и
В процессе создания моделейобучающиеся научатся объединять реальный мир с
3D-ручки.
виртуальным, это повысит уровень пространственного мышления, воображения.
1.5.
Цель программы – создать условия для успешного использования учащимися
компьютерных технологий в учебной деятельности, обучить созданию электронных трёхмерных
моделей, способствовать формированию творческой личности.
1.6.
Задачи. Дать учащимся представление о трехмерном моделировании, назначении,
промышленном и бытовом применении, перспективах развития. Способствовать развитию
интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D моделирования. Ознакомить
учащихся со свободно распространяемым программным обеспечением для 3Dмоделирования.
- научить обучающихся создавать модели в программах по 3D моделированию;
- научить обучающихся работать на современном 3D оборудовании (2 принтера, сканер);
-выполнять
и
разрабатывать
авторские
творческие
проекты
с
применением
3D
моделирования и защищать их на научно-практических конференциях;
- профориентация обучающихся;
- подготовить обучающихся к выступлениям на соревнованиях по 3 D моделированию.
Знакомство с программами «Autodesk123Ddesign», «3DMAX» (инсталляция, изучение
интерфейса, основные приемы работы). Отработка практических навыков по созданию простой
модели.
1.7.
Возраст учащихся, которым адресована программа. Программа рассчитана на
широкий возрастной диапазон обучающихся: 11-16лет. Состав группы до 6 человек. Набор детей в
объединение, свободный.
Подростковый возраст- остро протекающий переход от детства к взрослости. Данный период
отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется
его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков
является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая
опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение
себя с другими людьми—взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его
самооценкой,
а
самооценка
формируется
в
ходе
общения
с окружающими
людьми.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с
друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения,
вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».
Педагогов воспринимают через призму общественного мнения группы.
1.8.
Формы занятий:
На занятиях по данной программе используются такие формы обучения, как
- фронтальная
- коллективная
- групповая (работа с группой, звеном, бригадой, парой)
- индивидуальная (работа с одним обучающимся)
В работе объединений по программе используются формы проведения учебного занятия,
классифицируемые по основной дидактической цели
1.
Вводное учебное занятие
2.
Учебное занятие изучения нового материала
3.
Учебное занятие закрепления изученного материала
4.
Учебное занятие применения знаний и умений
5.
Учебное занятие проверки и коррекции знаний и умений
6.
Комбинированное учебное занятие
2. Объем программы:
2.1.
Объем программы рассчитан на 216 часов. Количество часов на весь период
обучения по программе 648.
2.2.
Срок реализации программы – 3 года.
2.3.
Режим занятий.
1 год обучения - три раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 45 минут с 10
минутным перерывом), 6 часов неделю, 216 часов в год;
2 год обучения – три раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 45 минут с 10
минутным перерывов), 6 часов в неделю, 216 часов в год;
3 год обучения - три раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 45 минут с 10
минутным перерывов), 6 часов в неделю, 216 часов в год;
3.
3.1.
Планируемые результаты
Планируемы результаты. В результате освоения данной образовательной
программы ожидается, что учащийся сможет выполнить полностью цикл создания
комплексной трёхмерной модели на заданную тему, от обработки темы до совмещения
различных моделей.
По окончании обучения ожидается, что обучающиеся:
Будут знать:
• Основы компьютерных технологий;
• Основные правила создания трёхмерной модели реального геометрического объекта;
• Принципы работы с3D-графикой;
• Базовые пользовательские навыки;
• Возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработкии передачи
информации, решения практических задач;
Будут уметь:
• Работать с персональным компьютером на уровне пользователя;
• Пользоваться редактором трёхмерной графики «AutodeskFusion 360», «3D MAX»,
• Создавать трёхмерную модель реального объекта;
• Уметь выбрать устройства и носители информации в соответствии с решаемой задачей;
3.2.
Способы и формы проверки результатов
Оцениваемые
параметры
Низкий
Средний
Высокий
Уровень теоретических знаний
Работа с
оборудованием (3d –
ручка и 3D –принтер),
техника безопасности
Обучающийся знает
Обучающийся знает
Обучающийся
изученный материал.
изученный материал,
знает
Может дать логически
но для полного
фрагментарно
выдержанный ответ,
раскрытия темы
изученный
демонстрирующий
требуется
материал.
полное владение
дополнительные
Изложение
материалом.
вопросы.
материала
сбивчивое,
требующее
корректировки
наводящими
вопросами.
Уровень практических навыков и умений
Четко и безопасно
Требуется
Требуется
работает с
периодическое
постоянный
оборудованием.
контроль педагога напоминание о том,
как работать с
за выполнением
оборудованием.
правил по технике
безопасности.
Может изготовить
модель по образцу
при подсказке
педагога.
Способность
изготовления модели
по образцу
Не может
изготовить модель
по образцу без
помощи педагога.
Степень
самостоятельност
и изготовления
модели
Нуждается в
пояснении
последовательности
работы, но способен
после объяснения к
самостоятельным
действиям.
Качество выполнения работы
Модель требует
Модель в целом
незначительной
получена, но
корректировки
требует серьёзной
доработки.
Требуется
постоянные
пояснения
педагога при
изготовление
модели.
Способен изготовить
модель по образцу.
Самостоятельно
выполняет операции
при изготовлении
модели.
Модель не требует
исправлений.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
(Базовый уровень)
№
Наименование разделов
и тем
Всего
часов
1.
97
1.2
Персональный
компьютер
Вводное занятие.
Основные понятия и
конструкция ПК
Доп. устройства к ПК
1.3
1.4
Теоретиче
ские
занятия
25
Практиче
ские
занятия
72
Форма
контроля
Практическая
работа.
4
3
1
6
2
4
Графический редактор
15
5
10
12
3
9
1.5
Инструменты рисования,
палитра
Симметрия
6
2
4
1.6
Геометрические фигуры
12
2
10
1.7
Развертка
12
3
9
1.8
Изготовление модели
15
2
13
1.9
Дизайн модели
15
3
12
2.
2D построения
30
8
22
Практическая
работа.
2.1
Построение отрезков,
плоских фигур
Просмотр видеороликов
6
2
4
9
2
7
Текущая
форма
контроля.
Знакомство с
геометрическими
построениями
Проекционное черчение,
аксонометрические
проекции
6
2
4
9
2
7
48
15
33
Практическая
работа.
9
3
6
Текущая
форма
контроля.
6
2
4
12
3
9
9
2
7
1.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3D построения.
Построение разверток
Изучение поверхностей
вращения, сечения тел
плоскостями
Выдавливание
поверхностей
Прямоугольная система
координат
Экспорт и импорт 3D
моделей
Текущая
форма
контроля.
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальн
ый устный
контроль.
Входящая
диагностика.
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальн
ый устный
контроль.
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальн
ый устный
РазверткамоделейвPepekur
a designer, Pepakura Viewer
4
ИзучениеинтерфейсаPepek
ura designer, Pepakura
Viewer 4
Архитектурные
построения
Изучение объектов
гражданского
строительства
Выполнение модели
комнаты в
соответствующем
масштабе
Моделирование мебели
контроль.
Промежуточн
ая
диагностика.
6
2
4
6
3
3
36
12
24
Практическая
работа.
6
2
4
Текущая
форма
контроля.
6
2
4
6
2
4
Моделирование зданий по
образцу
Подбор текстуры
6
2
4
6
2
4
6
2
4
5.
Проектирование
собственной модели здания
Итоговые мероприятия
5
2
3
5.1
Открытые занятия
2
2
5.2
Отчетная выставка
3
3.5
3.6
4.
4.1
4.
4.3
4.4
4.5
4.6
Итого
216
3
62
154
Анализ
выполненных
работ.
Защита
творческих
проектов.
Индивидуальн
ый устный
контроль
Индивидуальн
ый контроль.
Итоговая
диагностика.
Итоговая
выставка.
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Персональный компьютер.
- Анкетированиеилибеседасцельюзнакомства,объявлениеплана работы наперспективу.
- Просмотр тематического видеоролика. Игра
- Роль техническоготворчествав жизни человека.
- Практическое значение моделирования.
- Демонстрациямоделей.
- Техника безопасности при работе синструментамии электроприборами.
Раздел 2.2Dпостроения
- Построениеотрезков,плоскихфигур,уклонаиконусности, сопряжения поверхностей.
- Просмотр видеороликов.
- Знакомствосгеометрическимипостроениями(параллельными, перпендикулярными прямыми,
плоскими фигурами, сопряжениями).
- Проекционноечерчение,аксонометрические проекции.
Раздел 3.3Dпостроения.Построениеразверток
- Изучениеповерхностейвращения,сечениятелплоскостями.
- Выдавливаниеповерхностей.
- Прямоугольнаясистемакоординат.
- Экспорти импорт 3Dмоделей.
- РазвѐрткамоделейвPepakura designer, Pepakura Viewer 4
- Построение объемных тел методом вращения плоских фигур вокруг своей оси.
- Использованиеинструментатяни-толкай.
- Выдавливаниепо контуру.
- Просмотртематическоговидеоролика.
- Изучение интерфейса Pepakura designer, Pepakura Viewer 4
- Разворачивание объемных моделей.
Раздел 4.Архитектурныепостроения
- Изучение
объектов
гражданского
строительства,
стилей
и
направлений
в
архитектуре.
- Выполнениемоделикомнатывсоответствующеммасштабе.
- Моделированиемебели.
- Подбортекстуры.
- Моделированиезданийпообразцу.
- Проектирование собственной модели здания.
Раздел 5.Заключительноезанятие.
- Рекомендации по работе в летний период.
- Итоговоетестирование.
- Обмен мнениями по поводу проделанной работы, выбор приоритетного направления
дальнейшего хобби каждым из обучающихся объединения.
Учебно-тематический план.
2-ой год обучения
№
Наименование разделов
Всего
и тем
часов
занятия
занятия
контроля
79
21
58
Практическая
работа.
3
2
1
Текущая форма
контроля.
1.2.
Персональный
компьютер
Вводное занятие.
Основные понятия и
конструкция ПК
Доп. устройства к ПК
4
2
2
1.3.
Графический редактор
8
2
6
1.
1.1.
Теоретические Практические
Форма
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальный
устный контроль.
Входящая
диагностика.
8
2
6
1.5.
Инструменты рисования,
палитра
Симметрия
8
2
6
1.6.
Геометрические фигуры
10
2
8
1.7.
Развертка
12
3
9
1.8.
Изготовление модели
12
3
9
1.9.
Дизайн модели
14
3
11
2.
41
9
32
Практическая
работа.
14
3
11
Текущая форма
контроля.
14
3
11
9
2
7
4
1
3
48
11
37
Практическая
работа.
8
2
6
Текущая форма
контроля.
8
2
6
14
3
11
8
2
6
3.5.
Технология 2D
моделирования
Обзор 2D графики,
программ
Знакомство с
программой
«AutodeskFusion 360»
Основы векторной
графики
Конвертирование
форматов
Технология 3D
моделирования.
Программные средства
для работы с 3D
моделями
Обзор 3D графики,
программ
Знакомство с
программой «Autodesk
123Ddesign»
Интерфейс программы
NXT-G 2.0
Сетка и твердое тело
6
1
5
3.6.
STL формат
4
1
3
4.
Технология
сканирования
Принципы работы 3D
сканера «Sense»
Знакомство с
программой «SkanetPro»
сканирование объектов
Конвертирование
форматов
22
7
15
Практическая
работа.
6
3
6
Текущая форма
контроля.
8
2
6
8
2
6
3D печать
22
6
16
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальный
устный контроль.
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальный
устный контроль.
Промежуточная
диагностика.
Анализ
выполненных
работ.
Защита
творческих
проектов.
Индивидуальный
устный контроль
Практическая
Изучение 3Dпринтера
«Picaso 3D Designer»
Программы Poligon
8
2
6
работа.
8
2
6
Текущая форма
контроля.
5.3.
Печать и корректировка
модели
8
2
6
6.
Итоговые мероприятия
4
6.1.
Открытые занятия
2
6.2.
Отчетная выставка
2
5.1.
5.2.
Итого
216
4
54
Анализ
выполненных
работ.
Защита
творческих
проектов.
Индивидуальный
устный контроль
Индивидуальный
контроль.
Итоговая
диагностика.
Итоговая
выставка.
162
Содержание программы
Второй год обучения
Раздел 1. Вводное занятие:
- Основные понятия и конструкция ПК
- Дополнительные устройства к ПК
- Графический редактор
- Инструменты рисования, палитра
- Симметрия
- Геометрические фигуры
- Развертка
- Изготовление модели
- Дизайн модели
Раздел 2. Технология 2D моделирование: -- Обзор 2D графики, программ
- Знакомство с программой «AutodeskFusion 360»,
- основы векторной графики,
- конвертирование форматов,
- практическое занятие
Раздел 3. Технология 3D моделирования:
- Программные средства для работы с 3 D
- Обзор3Dграфики, программ; AutodeskRobot,Slicerfor Fusion360,ANYCUBIC Photon Slicer64
- Знакомство с программой«SOLIDWORKS 2015»,
- Cетка и твердое тело,
- STL формат,
- Практическое занятие.
Раздел 4. 3D печать:
- Изучение 3D принтера «Picaso3D Designer»,
- программы «Poligon»,
- практическое занятие.
Раздел 5. Создание авторских моделей и их печать:
- Самостоятельная работанад созданием авторских моделей.
Раздел 6. Итоговое занятие:
- Открытое занятие,
- Проведение выставки созданных моделей.
Учебно-тематический план.
3-ий год обучения
№
1.
Наименование
разделов и тем
Основы 3D
моделирования
Вводное занятие.
Основные понятия и
конструкция ПК
Доп. устройства к ПК
Всего
часов
78
Теоретические Практические
Форма
занятия
занятия
контроля
Практическая
19
60
работа.
3
2
1
4
2
2
8
2
6
8
2
6
8
2
6
10
2
8
1.7.
Геометрические
фигуры
Развертка
12
2
10
1.8.
Изготовление модели
12
2
10
1.9.
Дизайн модели
14
3
11
3 D моделирование
Fusion 360
Обзор 2D графики,
программ
Знакомство с
программой
«AutodeskFusion 360»
41
7
34
Практическая
работа.
14
2
12
Текущая форма
контроля.
14
2
12
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
Графический
редактор
Инструменты
рисования, палитра
Симметрия
Текущая форма
контроля.
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальный
устный контроль.
Входящая
диагностика.
Анализ
выполненных
2.3.
2.4.
3.
Основы векторной
графики
Конвертирование
форматов
3D Анимация
проектов.
Индивидуальный
устный контроль.
9
2
11
4
1
5
48
11
37
Практическая
работа.
8
2
6
Текущая форма
контроля.
8
2
6
14
3
11
Анализ
выполненных
проектов.
Индивидуальный
устный контроль.
Промежуточная
диагностика.
8
2
6
6
1
5
3.5.
Программные
средства для работы с
3D моделями
Обзор 3D графики,
программ
Знакомство с
программой
«Autodesk
123Ddesign»
Интерфейс
программы
NXT-G 2.0
Сетка и твердое тело
3.6.
STL формат
4
1
3
4.
Проект «Анимация»
22
7
15
Практическая
работа.
4.1.
Принципы работы 3D
сканера «Sense»
Знакомство с
программой
«SkanetPro»
сканирование
объектов
Конвертирование
форматов
6
3
3
8
2
6
Текущая форма
контроля.
8
2
6
3D печать
22
6
16
Изучение 3D
принтера «Picaso 3D
Designer»
Программы Poligon
8
2
6
Текущая форма
контроля.
8
2
6
Печать и
корректировка модели
6
2
4
4
4
6.1.
Итоговые
мероприятия
Открытые занятия
Анализ
выполненных
работ.
Защита
творческих
проектов.
Индивидуальный
устный контроль
Индивидуальный
контроль.
2
2
6.2.
Отчетная выставка
2
2
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
Анализ
выполненных
работ.
Защита
творческих
проектов.
Индивидуальный
устный контроль
Практическая
работа.
Итоговая
диагностика.
Итоговая
выставка.
Итого
216
50
166
Содержание программы
Третий год обучения
Радел 1. Вводное занятие:
- Техника безопасности;
- Знакомство с возможностями 3D сканера, ручки;
- Программные средства для работы с 3D сканером.
- Формирования объемных моделей.
Раздел 2. Технология сканирования:
- Принципы работы 3D сканера «Sense».
- Знакомства с программой «Sense».
- Сканирование объектов,
- Конвертирование форматов,
- Практическое занятие.
Раздел 3.Технология 3D моделирования:
- Обзор 3D графики, программ
- Продолжение знакомства с программой "AutodeskFusion 360"
- Сетка и твердое тело,
- Конвертирование форматов,
- Практическое занятие.
Раздел 4. Подготовка к печати:
- Знакомство с основами дизайна.
- Дорисовка отсканированных объектов в программе "ANYCUBIC" PhotonSlicer64
- Подготовка моделей к печати.
- Настройки принтера для печати модели.
- Печать3D моделей
Раздел 5. Создание творческого проекта:
- Сканирование,
- 3D моделирование,
- Печать,
- Подготовка к демонстрации.
Раздел 6. Итоговое занятие:
- Подведение итогов,
- Демонстрация созданного проекта.
III. ОРГАНИЗАЦТОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы
В объединении «3D-моделирование» планируется проводить занятия в классической и
нетрадиционной форме. Основной формой работы является учебно-практическая
деятельность.
А также следующие формы работы с обучающимися:
•
занятия,
творческая
мастерская,
собеседования,
консультации,
обсуждения,
самостоятельная работа на занятиях;
• выставки работ, конкурсы, как местные,так и выездные;
• мастер-классы.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе
сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими
становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса
можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические,
репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
3.2. Перечень дидактических материалов:
Видеофильмы, компьютерные программы, методические разработки, наглядные
пособия, образцы моделей, схемы, чертежи. Ключевые понятия:
Моделирование —исследование объектов познания на их моделях; построение и
изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью
получения объяснений этих явлений, атак же для предсказания явлений, интересующих
исследователя. (Википедия)
Трёхмерная графика (3D Graphics)—раздел компьютерной графики, совокупности
приёмов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для
изображения объёмных объектов. (Википедия)
3D-принтер —это периферийное устройство, использующее метод послойного
создания физического объекта по цифровой 3D-модели. В зарубежной литературе данный
тип устройств так же именуют фабберами, а процесс трехмерной печати —быстрым
прототипированием. (Википедия)
3D ручка–это инструмент,
способный рисовать в воздухе. На сегодняшний день
различают два вида ручек: холодные
затвердевающими смолами
и горячие. Первые печатают
быстро
– фотополимерами. «Горячие»ручки используют различные
полимерные сплавы в форме катушек с пластиковой нитью.
3.3. Материально-технические средства и оборудование, необходимые для
работы в объединении «3D-моделирование»:
Оборудование: ПК, принтер для бумаги, 3D принтер «Piсaso», 3D ручка, 3D-сканер.
Материалы: Бумага для черчения, клей момент "Столяр", карандаш, измерительные
инструменты (линейка, транспортир, штангенциркуль), ножницы, инструмент для
биговкии.т.д
Пластик PLA, ABS, клей для 3D принтера.
3.4.
Литература
1.
Чумаченко И.Н. Шаг за шагом 3d max 8 [Текст] / И.Н Чумаченко М: АСТ. 2016. 608
2.
Мэрдок К. 3ds Max. [Электронный ресурс], режим доступа
http://ru.wikipedia.org/wiki/3ds_Max
3.
Пронин Г. В. База уроков по 3d. [Электронный ресурс], режим доступа http:
//www.3dtotal.ru/forum/forumdisplay.php?f=56
4.
Пекарев Л. П.. Учебник по 3D MAX. [Электронный ресурс], режим доступа
http://www.web-planets.narod.ru/webdiz/yrisov/graphiks/3dmax5/3dmax_big/index.htm
5.
Тимофеев С. Е. Всё о 3D's MAX. [Электронный ресурс], режим доступа
http://3dsdesign.ru/3dmaxhistory.html
6.
Харьковский А. В. 3D моделирование. [Электронный ресурс], режим доступа
http://www.mir3d.ru/learning/766/
7.
Шишанов А. Дизайн интерьеров в 3ds Max2015,издательство «Питер», 2015 г. -
240с.
8.
Маров М. Энциклопедия 3DS MAX, издательство «Питер», 2009 г. - 1392с.
9.
Чумоченко И. 3ds Max 9. Пошаговое руководство для начинающих дизайнеров,
издательство «НТ Пресс», 2009 г. - 592с.
10. Тимофеев С. 3DS Max 2017, издательство «BHV», 2010 г. - 512с.
11. Миловская О. Самоучитель. 3ds max, издательство «BHV», 2009 г. - 336с.
12. Меженин А., Тозик В. 3ds Max 9: трехмерное моделирование и анимация,
издательство «BHV», 2018 г. - 1057с.
13. Харьковский А. 3ds Max 2010 на практике, издательство «Феникс», 2010 г. - 160с.
14. Глушаков С. 3ds Max 2009.Самоучитель, издательство «АСТ», 2009 г. - 480с.