Реализация компетентностного подхода на занятиях детского объединения «Природа и творчество»  художественно-эстетического направления.  

15.01.2021

Автор: Шестак Марина Владимировна, педагог дополнительного образования.

 

Организация: МАОУ ДО ДДТ «Эврика»

Населенный пункт: г. Северобайкальск  Республика Бурятия

         

      Под компетентностью принято понимать способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребёнок. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

     Компетентностный  подход в дополнительном образовании детей - это  его ориентация на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения задач личностного развития учащихся через освоение дополнительной образовательной программы.

 Компетентностный подход в образовательном процессе учреждения дополнительного образования  базируется на следующих  приоритетах :

Ø Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в  широком спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области.

Ø  Переформулировка целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации образования.

Ø Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается метод проектов.

Ø Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся.

 

Для каждого возраста ученика выделены следующие виды компетентности:

Ø компетентность в сфере взаимодействия ученика с самим собой и с другими людьми (личностная);

Ø компетентность в сфере взаимодействия с обществом (социальная);

Ø компетентность в сфере взаимодействия с природой (познавательная);

Ø компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью (предметно - деятельностная).

Существуют  некоторые направления обновления дополнительного образования с позиции компетентностного подхода:

Ø Изменение технологий, методов, форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.

Ø Изменение позиции педагога, который в большей степени становится «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.

Данные обновления актуальны на сегодняшний день в дополнительном образовании. Я их тоже практикую в работе с детьми.

         Моя задача, как педагога, так  выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы реально помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить его мыслить, прививать навыки практических действий.

          Одним из основных направлений деятельности объединения «Природа и творчество»  является социальная  адаптация учащегося, его готовность самостоятельно жить в сложном изменяющемся мире.

          Занятия декоративно-прикладным искусством, в частности работа с природным и дополнительным материалом,  предоставляют для учащегося в объединении хорошие возможности. В наше время высоких технологий очень ценится прикладное искусство, труд ребёнка, где создаются авторские изделия. Учащийся может изготовить подарок другу или родственнику на праздник. Украсить своими работами быт дома (картины, аппликации, сувениры) и т.д. Может украсить свою одежду дизайнерскими находками или украшениями, выполненными из бересты и меха и аксессуаров (обереги, заколки, подвески).  Ну, а в не простое время,  на предмет выживания,  качественно и интересно выполненное изделие можно реализовать и получить средства для существования. Всё это формирует у воспитанников умение экономить бюджет и умению зарабатывать деньги достойным способом.

          В  работе с учениками я использую “обучение в сотрудничестве”, метод проектов, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

          Что означает обучение в сотрудничестве? Это работа в малых группах, где каждый заинтересован в высоком результате работы всей группы, т.е. в результате общего труда, а не только в своих собственных результатах.

          Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка  времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

          Опишу учебную деятельность учащихся в объединении – индивидуально- проектную деятельность. Мною был разработан индивидуально-образовательный маршрут на ребенка « с признаками одарённости» в  частности, на отдельно взятого ребёнка и применён на практике в течение нескольких лет. За основу было задействована образовательная программа «Фитодизайн».

         

Теоретическая часть включала  рассмотрение следующих задач:

Ø умение самостоятельно осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире;

Ø умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в работе с природным материалом;

Ø умение овладевать познаниями и применять на практике проектную, исследовательскую деятельность;

Ø умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужный (природный и дополнительный материал) для своих будущих работ;

Ø умение применять на практике основы художественной композиции;

Ø умение применять на практике основных законов и правил композиции в искусстве – фитодизайн;

Ø умение самостоятельной заготовки и обработки природного материала;Хочу такой сайт

Ø умение рисовать методом копировальной техники с последующей стилизацией;

Ø умение изготавливать изделия различных видов и стилей из природного и дополнительного материала;

Ø умение и практические навыки основных приёмов в работе с дополнительным материалом;

           

Практическая часть и  реализация задач проекта:

Ø самостоятельная разработка проектной работы и применение её на практике;

Ø самостоятельное составление панно, аппликаций, художественных композиций;

Ø самостоятельное составление работ в технике – декупаж;

Ø самостоятельное составление аппликаций из бересты;

Ø самостоятельное изготовление изделий из кожи и меха;

Ø самостоятельное составление аппликаций из соломки;

Ø самостоятельное изготовление различных поделок, сувениров;

Ø оформление готовых изделий; оформление учебного кабинета.

 

       Во время обучения ребятам открываются большие возможности для трудовой деятельности. Эта работа даёт ребёнку радость от процесса труда и его результатов, развивает в нём понимание гармонии и чувство меры. Это очень важно для учащихся среднего звена; в объединении им представляется обучение профессиональному мастерству и применение своих творческих потенциалов в будущем.

      Доступность природного материала с дополнением различных предметов (фурнитуры, меха, кожи и т.д.) позволяет широко использовать их в повседневной жизни, вместе с тем развивая эстетический вкус ребят, формируя у них значимость трудовой деятельности.

      На основании выше изложенного, хочу подчеркнуть, что проектные технологии в художественно-эстетическом направлении образования способствуют  развитию детей, и в настоящее время актуальны. Декоративно-прикладное искусство ввиде предметов труда  способствует удовлетворению потребностей личности в творческой самореализации, формируют исследовательские умения и развивают способности находить пути решения проблемы.

 

Заключение.

Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный  характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимися положительного для себя результата.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений – это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе.

Задача педагога так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

 

Литература:

Ø Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. М., Логос, 2009.

Ø Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.

Ø Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Ø Хуторской А.В. Ключевые как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования.//Народное компетенции образование, №2, 2003.

Ø Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.- М.2003 №5.

Источники интернета.

http://www.twirpx.com/file/598564/

http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.ht

http://rudocs.exdat.com/docs/index-210575.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-210575.html

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.03.2021

Дата обновления: 22.03.2021

Дата публикации: 15.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».