ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазеры»

составлена на

основании федерального закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября 2018 года №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Дополнительная общеразвивающая программа «Природная пластика»
соответствии с художественно-эстетической направленностью образования.

реализуется в
Природная

пластика относится к виду декоративно-прикладного искусства – флористике.
Флористика как вид декоративно-прикладного искусства уходит своими корнями в
глубокое прошлое и относится к народному искусству. От флористики природная пластика
отличается более разнообразным применением на практике корневой пластики в виде изделий
сувенирного типа (сувениры, лесная скульптура, лесная миниатюра и т.д.). Занятия по
природной пластике способствуют развитию творческих возможностей детей, формированию
художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта
народа, выработанного на протяжении многих веков.
Восприятие искусства природной пластики – особый интеллектуальный труд. Желанным
он становится лишь тогда, когда человек к нему подготовлен. И такую подготовку нужно
начинать уже с детства. У детей младшего школьного возраста мышление носит своеобразный
характер. Подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а
художественному типу. Это означает, что, по сути, все младшие школьники – «художники».
Так что, прививая ребёнку нравственные и эстетические нормы поведения, опираясь на его
творческий потенциал, развивая воображение, можно добиться больших успехов в работе с
природным материалом.
В основе содержания программы находится мир природы во всём его многообразии, как
источник познания, творческой самореализации, воспитания любви к природе и социализации
личности ребёнка.
1.2. Актуальность программы.
Актуальность программы в том, что она соответствует современным требованиям
общественной, социальной и культурной жизни, отвечает нормам социального заказа ребёнка,
родителей, общества.
Социальная значимость программы заключается в том, что в ней представлены большие
возможности для детей и подростков в свободное время реализовать себя через взаимодействие

личности с природой, что способствует реализации творческого замысла в создании
произведений искусства. Практическая

рациональность программы: в местных ресурсах,

доступном и удобном материале, которые даёт нам матушка Природа, позволяющем без особых
затрат реализовать творческий выплеск ребят и получить максимально полезный результат в
виде произведений искусства.
Сейчас многое в обществе упирается в затраты; все поставлено на расчет с деньгами. В
программе все предусмотрено экономически грамотно;
бесплатно и грамотно использовать природный материал;
с экологической точки зрения, использовать также бесплатный бросовый материал (пластик,
использованная кожа, картонные коробки, стеклянная тара и т.д.). Все это идет в дело; и как
результат, изготовленные детьми различные поделки.
И самое главное, заключается в том, что программа дополняет возможности и потенциалы
общего

образования,

помогает

обеспечить

непрерывность

образования,

развивать

и

осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
1.3. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности и новизна программы в том, что в программе задействованы
авторские технологические приёмы, которые не применялись на практике в ДПИ.
применение на практике нового приёма работ - «янтарной крошки»;
применение на практике нового приёма работ – «травяной муки»;
применение на практике паспарту из полимерных материалов;
применение на практике нового приёма работ - «смесь глины, клея и краски»;
применение на практике нового приёма работ – «мозаики из пластиковой тары»;
применение на практике «псевдобонсаи» из природного материала.
Программа разработана педагогом с нуля. За основу в программу включен личный опыт.
Далее уже было внесено дополнение с литературных источников. За годы апробирования были
добавлены и модернизированы конкретные темы с источников, например, интернета, которые
соответствовали нормам социальной и культурной сферы общественной жизни ребенка и
общества.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Основным направлением педагогической деятельности программы являются:
социализация учащихся в обществе;
выявление, развитие и поддержка детей «с признаками одарённости»;
адаптации детей с ограниченными физическими возможностями в жизни,
обучение самостоятельному поисковому процессу учащихся.

1.5. Цель программы обучить детей одному из видов декоративно-прикладного
искусства природной пластике и развить познавательные и творческие способности через
практическую деятельность.
1.6. Задачи программы.
Образовательные:
научить заготавливать и обрабатывать природный материал;
ознакомить с основными правилами композиции;
научить рисовать несложные наброски по представлению, анализировать и передавать в
рисунке форму, очертание, строение основных частей, сравнивать и обобщать;
обучить ребят работать с природным материалом при изготовлении изделий различных
видов;
обучить ребят работать с дополнительным материалом в комбинации с природным
материалом;
научить работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.
Развивающие:
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и эмоционально-чувственное
отношение в природе и предметам.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к миру природы;
создавать условия для адаптации ребёнка в обществе.
Валеологическая:
инструктаж по технике безопасности, санитария и гигиена.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Образовательная программа рассчитана для детей в возрасте 8 – 12 лет.
Набор в группы производился и формировался исходя из желания ребят.
Количество учащихся первого года обучения – до 15 человек.
Второй и последующие годы обучения – 10-12 человек.
1.8. Формы занятий:
коллективная (обучающие реализуют разные цели, способы и средства);
групповая (охват деятельности учащихся со всей группой);
индивидуальная (работа педагога с каждым учащимся по очереди);
фронтальная (группа выполняет общее задание под наблюдением педагога).

Методы и приёмы работы:
теоретические (лекции, рассказы, иллюстрации, беседы);
практические (упражнения, творческие работы);
коммуникативные (дискуссии, создание ситуации успеха);
комбинированные (экскурсии, наблюдения, самостоятельная работа).

2. Объем программы:
2.1. Объем программы
Количество учебных часов за 9 месяцев обучения - 144.
Количество учебных часов в неделю:
Первый год обучения – 4 часа
Второй год обучения – 4 часов.
Третий год обучения – 4 часов.
Четвёртый год обучения – 4 часов.
2.2. Срок реализации программы.
Количество недель – 40.
Количество месяцев – 9.
Количество лет – 4
2.3. Режим занятий
Два раза в неделю по 45 минут.

3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Результат первого года обучения:
умение заготавливать и обрабатывать природный материал;
знание основных законов и правил композиции в искусстве – флористике;
знание основных этапов декорирования с природным материалом;
знание основных правил при составлении природной пластики;
знание основных правил при составлении кожаной пластики;
знание основных правил при составлении мозаики;
знание основных правил при изготовлении поделок из природного материала;
наличие основных навыков в работе с природным материалом:
- составление изделий в технике декора;
- изготовление различных сувениров, поделок;
- изготовление изделий из кожи;
- изготовление панно из мозаики;
- их оформление.

участие в выставках дома творчества, городского и других масштабов.
Результат второго года обучения:
знание основных этапов создания художественной композиции;
знание основных законов и правил композиции в искусстве – флористике;
знание основных правил при составлении объёмной аппликации;
знание основных правил при составлении мозаики;
знание технологии и дизайна сувенирных изделий;
умение самостоятельной заготовки и обработки природного материала;
умение рисовать наброски, эскизы;
наличие основных навыков в работе с природным материалом:
- составление панно, аппликаций, композиций;
- составление изделий в технике декорирования;
- изготовление различных сувениров, поделок;
- их оформление.
участие в выставках дома творчества, городского и других масштабов.
Результат третьего года обучения:
знание основных этапов создания аппликации;
знание техники выполнения – декупаж;
знание основных законов и правил композиции в искусстве – флористике;
умение самостоятельной заготовки и обработки природного материала;
умение рисовать наброски, эскизы;
наличие основных навыков в работе с природным материалом:
- составление панно, аппликаций;
- составление в технике- декупаж;
- изготовление изделий из бересты;
- изготовление изделий из кожи;
- изготовление различных поделок, сувениров;
технология оформления готовых изделий;
участие в выставках дома творчества, городского и других масштабов.
Результат четвёртого года обучения:
знание основных этапов создания художественной композиции и аппликации;
знание основных законов и правил композиции в искусстве – флористике;
умение самостоятельной заготовки и обработки природного материала;
умение рисовать наброски, эскизы;
наличие основных навыков в работе с природным материалом;

наличие основных навыков в работе с дополнительным материалом;
составление панно, аппликаций, художественных композиций;
составление изделий в технике - декупаж;
составление изделий сувенирного типа;
изготовление изделий из кожи;
изготовление различных поделок.
технология оформления готовых изделий.
участие в выставках дома творчества, городского и других масштабов.
3.2. Способы и формы проверки результатов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
групповой опрос, анкетирование, лекция, беседа, наблюдение, итоговые выставки по
окончанию

тем,

творческие

конкурсы

городского,

районного,

республиканского,

всероссийского и международного масштабов.
Форма контроля
Оценка образовательных достижений учащихся проводится в виде

мониторинга

результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе.
Цель диагностики: проверить и сравнить уровень знаний, умений и навыков, учащихся на
начало учебного года, на конец первого полугодия и конец учебного года: период обучения текущий учебный год.
В течение учебного года проводятся: экспресс-опрос, тест-опрос, собеседование, текущая
успеваемость, наблюдение, творческие работы, итоговые выставки по окончанию тем, выставки
и конкурсы городского масштаба, конкурсы городского, районного, республиканского,
всероссийского и международного масштабов.
На основании достижений учащихся на определенный промежуток времени (полгода),
разрабатывается график оценки ребенка.
Итоги диагностики (составление графика) подводятся три раза в год на первый год обучения:
- на начало учебного года;
- конец первого полугодия (промежуточная диагностика);
- конец учебного года (итоговая диагностика).
Последующие годы обучения проводятся два раза в год; на конец первого полугодия и конец
учебного года.
Анализируя

полученные результаты по графику, можно отследить результативность

образовательной и рабочей программы, и на основании данного анализа, при необходимости
откорректировать тематический план (темы, кол-во часов).

Теоретическая часть. Групповой - опрос учащихся. Итоговые выставки. Подведение итогов на
конец учебного года.
Практическая часть. Анализ и обработка данных.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
экспресс-опрос, тест-опрос, собеседование, текущая успеваемость, наблюдение, творческие
работы, итоговые выставки по окончанию тем, выставки и конкурсы городского масштаба,
конкурсы городского, районного, республиканского, всероссийского и международного
масштабов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II.

2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Название разделов и тем
Раздел 1.
Вводное занятие
Диагностика ЗУН (на
начало учебного года).
Раздел 2.
Заготовка и обработка
природного материала
Раздел 3.
Технология декорирования
природным материалом.
Раздел 4.
Мозаика из природного
материала
Раздел 5.
Диагностика
(промежуточная).
Раздел 6.
Природная пластика

Раздел 7.
Поделки из природного
материала
8.
Раздел 9.
Экскурсии
9.
Раздел 10.
Итоговое занятие
10. Раздел 11.
Диагностика ЗУН
Итого часов:

количество часов
теория

практика всего

Формы контроля

1

1

2

Собеседование, групповой
опрос,
анализ

3

7

10

Беседа, рассказ, экскурсия,
поход.
Беседа, наблюдение,
собеседование, обсуждение
готовой работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой работы.
Групповой
опрос,
наблюдение, анализ.

6

30

36

4

10

14

-

2

2

3

13

16

6

28

34

1

4
1

4
2

Групповой опрос, выставка,

-

2

2

Анализ,
обработка
полученных знаний.

29

115

144

7.

Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой работы.
Беседа, экскурсия, поход.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ.
1 года обучения
1.Водное занятие (2ч).
Теоретические сведения. Беседа «Понятие о флористике и её видах». Правила флориста.
Понятие о природной пластике и ее видах. Ознакомление с планом работы на учебный год.
Правила по технике безопасности.
Практическая часть. Групповой – опрос учащихся. Анализ диагностики ЗУН.
Просмотр выставки декоративно-прикладного искусства объединения.
2. Заготовка и обработка природного материала (10ч).
Теоретические сведения. Объяснение. Технология работ при заготовке природного
материала. Приёмы работ при обработке природного материала. Разъяснение. Технология
сушки и маркировки природного материала.
Практическая часть.
Заготовка природного материала. Обработка природного материала. Сортировка природного
материала. Технология сушки. Технология изготовления травяной муки. Маркировка. Упаковка
в тару. Хранение.
3. Технология декорирования природным материалом (36ч).
Теоретические сведения.
Объяснение нового материала. Технология составления работ в технике декорирования
природным материалом. Основные виды работ.
Знакомство с дополнительным материалом. Техника воплощения замысла.
оформления работ.
Практическая часть.
Подбор природного материала.
Подбор дополнительного материала. Разработка эскиза.
Выполнение серии упражнений:
- «Декоративные тарелочки»
- «Декоративные вазочки»;
- «Декоративные бутылочки»
Оформление изделий.
4. Мозаика из природного материала(14ч).
Теоретические сведения.
Знакомство с новым направлением – мозаикой.
Техника воплощения мозаичных работ (объяснение).

Технология

Технология применения материала для мозаичных работ (природный и дополнительный
материал). Знакомство.
Основные законы и правила композиции при выполнении мозаичных работ.
Аппликация как основной приём при выполнении мозаики. Объяснение.
Практическая часть
Подбор природного материала.
Подбор дополнительного материала.
Разработка эскиза.
Выполнение серии упражнений- мозаики в технике аппликации:
- «Подсолнухи в вазе»;
Оформление изделий.
5. Диагностика ЗУН (промежуточная) (2ч).
Теоретическая часть. Экспресс-опрос учащихся.
Практическая часть. Анализ и обработка данных.
6. Кожаная пластика (24ч).
Теоретические сведения.
Знакомство с новым направлением – кожаная пластика.
Беседа: «Кожаная пластика как один из видов работ в декоративно- прикладном искусстве».
Цветоведение в мире кожи. Объяснение. Технология выполнения аппликации (повторение).
Технология работ из кожи в технике аппликация. Объяснение. Технология оформление
готового изделия.
Практическая часть.
Подбор материала из кожи. Подбор дополнительного материала. Разработка эскиза.
Выполнение упражнений в технике аппликация:
- «Розы»;
- «Ночь на Байкале».
Оформление изделий.
7. Природная пластика (16ч).
Теоретические сведения.
Повторение. Что такое природная пластика?

Технология работ при изготовлении предметов сувенирного типа.
Дополнительный материал, применяемый в работе с природным материалом.
Технология оформления готового изделия.
Практическая часть.
Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала. Разработка эскиза.
Выполнение серии упражнений по данной теме:
- «Лесная миниатюра»;
- «Лесная скульптура». Оформление работ.
8. Поделки из природного материала(34ч).
Теоретические сведения. Беседа «Природная пластика, её богатство и разнообразие». Охрана
природы. Раскрываются понятия. Лесная скульптура как один из видов декоративноприкладного творчества. Виды лесной скульптуры. Лесная миниатюра, как один из жанров
лесной скульптуры. Особенности лесной миниатюры. Знакомство с изделиями объединения,
выполненными в стиле сувенирного типа. Рассказ о практической значимости сувениров в быту
человека. Объяснения. Технология изготовления поделок из природного материала. Поэтапные
приёмы работ. Средства и материалы, применяемые в работе. Технология оформления готового
изделия.
Практическая часть. Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала.
Выполнение серии работ из природного материала:
- «Мышата»;
- «Буратино»
- «Старик Хоттабыч
- «Домовёнок
Оформление готового изделия.
9. Экскурсии (4ч).
Практическая часть. Экскурсии в парк, лес и т.д. Посещение выставок декоративноприкладного творчества города.

10.Итоговое занятие (2ч).
Теоретическая часть. Экспресс-опрос учащихся за прошедший учебный год. Ознакомление с
планом работ на следующий учебный год.
Практическая часть. Итоговая выставка за учебный год.
11. Диагностика ЗУН (2ч).
Теоретическая часть. Проведение диагностики ЗУН на конец учебного года. Групповой опрос учащихся. Результаты выставок.
Практическая часть. Подведение итогов. Анализ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второго года обучения

№ п/п

количество часов

Форма контроля

Название разделов и тем
теория
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

практика всего

1

1

2

Собеседование, групповой
опрос, анкетирование,
анализ.

3

13

16

Беседа, рассказ, экскурсия,
поход.

Раздел 1.
Вводное занятие

Раздел 2.
Заготовка
и
обработка
природного материала
Раздел 3.
Создание композиции
Раздел 4
Декоративные композиции
Раздел 5.
Мозаика
из
яичной
скорлупы
Раздел 6.
Объемная аппликация
Раздел 7.
Поделки из
материала
Раздел 9.
Экскурсии

природного

2

4

6

2

20

22

4

10

14

6

16

22

12

36

48

3

7

10

Беседа,
наблюдение,
собеседование, обсуждение
готовой работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование, обсуждение
готовой работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование, обсуждение
готовой работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование, обсуждение
готовой работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование, обсуждение
готовой работы.
Беседа, экскурсии, поход.

9.
10.

Раздел 10.
Итоговое занятие
Раздел 11.
Диагностика ЗУН
Итого часов:

1

1

2

-

2

2

34

110

144

Групповой
опрос,
выставка,
Анализ,
обработка
полученных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
2 года обучения
1.Водное занятие (2ч).
Теоретические сведения. Систематизация и конкретизация знаний ребят за прошедший
учебный год. Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила по технике
безопасности.
Практическая часть. Групповой – опрос учащихся. Анкетирование учащихся.
Просмотр выставки декоративно-прикладного искусства объединения.
2. Заготовка и обработка природного материала (16ч).
Теоретические сведения. Повторение. Технология работ при заготовке природного
материала. Приёмы работ при обработке природного материала. Разъяснение. Технология
сушки и маркировки природного материала.
Практическая часть.
Заготовка природного материала. Обработка природного материала. Сортировка природного
материала. Технология сушки. Технология изготовления травяной муки. Маркировка. Упаковка
в тару. Хранение.
3. Создание композиции (6ч).
Теоретические сведения. Объяснение. Основные понятия в композиции. Цвет во флористике.
Акцент. Пространство. Контраст. Фон.
Беседа: «Техника воплощения замысла».
Практическая часть
Выполнение композиции
«Осенний мотив».
4. Декоративные композиции (22ч).
Теоретические сведения.
Объяснение. Основные виды в композиции из природного материала. Декоративная
композиция как один из видов в декоративно-прикладном исскустве. Техника воплощения
замысла. Аранжировка природного материала.
Практическая часть.
Подбор природного материала.

Подбор дополнительного материала. Разработка эскиза.
Выполнение серии упражнений в технике аппликации:
-«Цветочная композиция»;
-«Осенний пейзаж».
Оформление изделий. Самостоятельная работа. Консультация педагога.
5. Мозаика из яичной скорлупы (14ч).
Теоретические сведения.
Знакомство с новым направлением во флористике – мозаикой из природного материала.
Беседа: «Мозаика как один из видов декоративно-прикладного искусства. Техника
воплощения мозаичных работ. Объяснение. Технология применения материала для мозаичных
работ (яичная скорлупа и другие дополнительные материалы).
Знакомство с материалом. Основные законы композиции при выполнение мозаичных работ.
Поэтапная последовательность мозаики.
Практическая часть
Подбор природного материала.
Подбор дополнительного материала.
Разработка эскиза.
Выполнение упражнения в технике аппликация:
- «Ночной пейзаж ».
Оформление изделия.
6. Объемная аппликация (22ч).
Теоретические сведения.
Знакомство с новым направлением во флористике – объёмной аппликацией. Беседа:
«Объёмная аппликация

как один из видов декоративно-прикладного искусства. Техника

воплощения аппликации. Объяснение. Технология составления аппликации из природного
материала.
Рассказ.

«Какой дополнительный материал мы будем использовать для своих работ?»

Дополнительный материал, применяемый в работе с природным материалом (стразы и т.д.)
Знакомство с материалом.
Технология оформления готового изделия.
Практическая часть
Рисование наброска.
Выполнение упражнения по данной теме:
- «Экзотическое панно»;
- «Домики гномиков».

Оформление работ.
7. Поделки из природного материала (48ч).
Теоретические сведения.
Повторение. Виды декоративно-прикладного искусства во флористике. Основные законы
композиции. Знакомство с новым природным материалом. Технология изготовления предметов
сувенирного типа. Оформление изделий.
Практическая часть.
Подбор природного материала.
Подбор дополнительного материала.
Выполнение серии работ сувенирного типа:
-«Звериное братство»;
-«Домик лесовика »;
-«Гномики »;
-«Лесная избушка».
-«Норка белочки».
-«Жилище Бабы- Яги».
-«Домик лешего». Оформление изделий.
9. Экскурсии (10ч).
Практическая часть. Экскурсии в парк, лес и т.д. Посещение выставок декоративноприкладного творчества города.
10.Итоговое занятие (2ч).
Теоретическая часть. Экспресс-опрос учащихся за прошедший учебный год. Ознакомление с
планом работ на следующий учебный год.
Практическая часть. Итоговая выставка за учебный год.
11. Диагностика ЗУН (2ч).
Теоретическая часть. Проведение диагностики ЗУН на конец учебного года. Групповой опрос учащихся. Результаты выставок.
Практическая часть. Подведение итогов. Анализ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
третьего года обучения

№ п/п
Название разделов и тем

количество часов
теория
практика

Форма контроля
всего

1.

Раздел 1.
Вводное занятие
1

1

2

2

10

12

8

20

28

Раздел 4
Изделия из бересты

8

24

32

Раздел 5.
Кожаная пластика

2

10

12

Раздел 6.
Природная пластика

2

10

12

6

30

36

2
1

4
1

6
2

1

1

2

33

111

144

Раздел 2.
Заготовка
и
обработка
природного материала
3. Раздел 3.
Декупаж
2.

4.

5.

6.

7.

Раздел 7.
Поделки из
материала

природного

Раздел 9.
Экскурсии
9. Раздел 10.
Итоговое занятие
10. Раздел 11.
Диагностика ЗУН
8.

Итого часов:

Собеседование,
групповой
опрос,
анкетирование,
анализ.
Беседа,
рассказ,
экскурсия, поход.
Беседа, наблюдение,
собеседование,
обсуждение готовой
работы.
Беседа, наблюдение,
собеседование,
обсуждение готовой
работы.
Беседа, наблюдение,
собеседование,
обсуждение готовой
работы.
Беседа, наблюдение,
собеседование,
обсуждение готовой
работы.
Беседа, наблюдение,
собеседование,
обсуждение готовой
работы.
Беседа,
экскурсии,
поход.
Групповой
опрос,
выставка,
Анализ,
обработка
полученных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ.
третьего года обучения
1.Водное занятие (2ч).
Теоретические сведения. Систематизация и конкретизация знаний ребят за прошедший
учебный год. Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила по технике
безопасности.
Практическая часть. Групповой – опрос учащихся. Анкетирование учащихся.
Просмотр выставки декоративно-прикладного искусства объединения.
2. Заготовка и обработка природного материала (12ч).

Теоретические сведения. Повторение. Технология работ при заготовке природного
материала. Приёмы работ при обработке природного материала. Разъяснение. Технология
сушки и маркировки природного материала.
Практическая часть.
Заготовка природного материала. Обработка природного материала. Сортировка природного
материала. Технология сушки. Технология изготовления травяной муки. Маркировка. Упаковка
в тару. Хранение.
3. Декупаж. (28ч).
Теоретические сведения.

Объяснение нового материала. Технология составления работ в

технике декупаж. Основные виды работ. Техника воплощения замысла. Технология
оформления работ.
Практическая часть. Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала.
Выполнение декупажа с применением полученных знаний:
-«Декоративная тарелочка»;
-«Декоративные вазочки»;
«Декоративная бутылочка». Оформление изделий.
4. Изделия из бересты (32ч).
Теоретические сведения. Знакомство с новым материалом – берестой. Беседа «Практическая
значимость универсального материала – бересты». Технологический процесс составления из
пластовой бересты композиции. Тональность и цветовая гамма материала. Повторение. Этапы
построения композиции. Технология оформления готового изделия.
Практическая часть. Выполнение упражнения из пластовой бересты:
-« Природа Северобайкалья»;
Оформление изделий.
5. Кожаная пластика (12ч).
Теоретические сведения. Повторение. Беседа «Кожаная пластика как один из видов работ в
декоративно-прикладном искусстве». Цветоведение в мире кожи. Объяснение. Технология
выполнения аппликации. Виды аппликации. Повторение. Технология работ из кожи в технике
аппликации. Объяснение. Технология оформления готового изделия.
Практическая часть. Подбор кожи. Подбор дополнительного материала. Разработка эскиза.
Выполнение серии упражнений в технике аппликация.
Аппликация из кожи:
-«Ночь на Байкале». Оформление готового изделия.
6. Природная пластика (12ч).

Теоретические сведения. Повторение. Что такое природная пластика? Технология работ
сувенирного типа. Знакомство с природным материалом – глиной. Беседа: «Глина как
пластичный материал для выполнения работ сувенирного типа».

Техника работ с глиной.

Технология оформления работ.
Практическая часть. Подбор природного материала (глина). Подготовка глины к работе.
Выполнение сувенира:
- «Национальные узоры».
Оформление изделий.
7. Поделки из природного материала. (36ч).
Теоретические сведения. Повторение. Виды декоративно-прикладного творчества во
флористике. Основные законы композиции. Знакомство с новыми изделиями – поделками из
природного материала. Технология изготовления предметов сувенирного типа. Оформление
изделий.
Практическая часть. Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала.
Изготовление серии работ:
-«Европейский знак Зодиака»;
-«Сувенир «Змея»;
-«Обереги из бересты;
-«Обереги из меха и кожи».
Оформление изделий.
8. Экскурсии (6ч).
Экскурсии в парк, лес и т.д. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства
города.
9. Итоговое занятие (2ч).
Теоретическая часть. Тест-опрос учащихся за учебный год.
Практическая часть. Итоговая выставка работ учащихся за учебный год.
10. Диагностика ЗУН (2ч).
Теоретическая часть. Групповой - опрос учащихся. Подведение итогов на конец учебного
года.
Практическая часть. Анализ и обработка данных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
четвертого года обучения

№ п/пНазвание разделов и тем

количество часов

Форма контроля

теория

практика всего

Раздел 1.
Вводное занятие

1.

Раздел 2.
Заготовка
и
обработка
природного материала
Раздел 3.
Декупаж (коллаж).

2.

3.

5.

6.

8.
9.
10.

2

2

14

16

20

26

2

22

22

Раздел 5.
Кожаная пластика

2

18

20

Раздел 6.
Природная пластика

2

18

20

4

20

24

2
1

8
1

10
2

1

1

2

23

121

144

Раздел 7.
Поделки из
материала

7.

1

6

Раздел 4
Технология
и
дизайн
сувенирных изделий

4.

1

природного

Раздел 9.
Экскурсии
Раздел 10.
Итоговое занятие
Раздел 11.
Диагностика ЗУН
Итого часов:

Собеседование,
групповой
опрос,
анкетирование,
анализ.
Беседа,
рассказ,
экскурсия, поход.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой
работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой
работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой
работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой
работы.
Беседа,
наблюдение,
собеседование,
обсуждение
готовой
работы.
Беседа,
экскурсии,
поход.
Групповой
опрос,
выставка,
Анализ,
обработка
полученных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ.
четвертого года обучения
1.Водное занятие (2ч).
Теоретические сведения. Систематизация и конкретизация знаний ребят за прошедший
учебный год. Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила по технике безопасности.
Практическая часть. Групповой – опрос учащихся. Анкетирование учащихся.
Просмотр выставки декоративно-прикладного искусства объединения.
2. Заготовка и обработка природного материала (16ч).

Теоретические сведения. Повторение. Технология работ при заготовке природного материала.
Приёмы работ при обработке природного материала. Разъяснение. Технология сушки и
маркировки природного материала.
Практическая часть.
Заготовка природного материала. Обработка природного материала. Сортировка природного
материала. Технология сушки. Технология изготовления травяной муки. Маркировка. Упаковка в
тару. Хранение.
3. Декупаж (коллаж) (26ч).
Теоретические сведения.

Объяснение нового материала. Коллаж как одна из техник

выполнения в декоративно-прикладном искусстве. Повторение. Технология составления работ в
технике декупаж. Основные виды работ в технике декупаж с применением коллажа. Техника
воплощения замысла. Технология оформления работ.
Практическая часть. Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала.
Выполнение декупажа (коллаж):
-«Декоративная тарелочка»;
-«Декоративные вазочки»;
«Декоративная бутылочка». Оформление изделий.
4. Технология и дизайн сувенирных изделий (22ч).
Теоретические сведения. Знакомство с работами сувенирного типа. Объяснение. Технология
изготовления предметов сувенирного типа. Дизайн сувенирных изделий.

Технология

оформления сувенирных изделий.
Практическая часть. Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала.
Изготовление серии работ сувенирного типа:
-«Роспись на камне (пейзаж )»;
-«Декоративная ваза»;
-«Декоративная шкатулка».
Оформление изделий.
5. Кожаная пластика (20ч).
Теоретические сведения. Знакомство с новым направлением – кожаной пластикой. Беседа
«Кожаная пластика как один из видов работ в декоративно-прикладном искусстве».
Цветоведение в мире кожи. Объяснение. Технология выполнения аппликации. Виды аппликации.
Повторение. Технология работ из кожи в технике аппликации. Объяснение. Технология
оформления готового изделия.

Практическая часть. Подбор кожи. Подбор дополнительного материала. Разработка эскиза.
Выполнение серии упражнений в технике аппликации с применением основных законов
композиции во флористике.
Серия упражнений:
-«Ночь на Байкале». Оформление готового изделия.
6. Природная пластика (20ч).
Теоретические сведения.

Повторение. Что такое природная пластика? Технология работ

сувенирного типа. Дополнительный материал, применяемый в работе с природным материалом.
Технология оформления работ.
Практическая часть. Подбор «воздушного пластилина». Подготовка глины к работе.
Выполняем серию упражнений:
«Национальные узоры»;
-«Орнаменты».
Оформление изделий.
7. Поделки из природного материала. (24ч).
Теоретические сведения. Повторение. Виды декоративно-прикладного творчества во
флористике. Основные законы композиции. Знакомство с новыми изделиями – поделками из
природного материала. Знакомство с полимерной глиной. Технология изготовления предметов
сувенирного типа. Оформление изделий.
Практическая часть. Подбор природного материала. Подбор дополнительного материала.
Изготовление серии работ:
-«Европейский знак Зодиака»;
-«Сувенир «Змея»;
-«Обереги из бересты;
-«Обереги из меха и кожи».
Оформление изделий.
8. Экскурсии (10ч).
Экскурсии в парк, лес и т.д. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства города.
9. Итоговое занятие (2ч).
Теоретическая часть. Тест-опрос учащихся за учебный год.
Практическая часть. Итоговая выставка работ учащихся за учебный год.
10. Диагностика ЗУН (2ч).
Теоретическая часть. Групповой - опрос учащихся. Итоговые выставки. Подведение итогов на
конец учебного года.
Практическая часть. Анализ и обработка данных.

III.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы

Форма контроля
Оценка образовательных достижений учащихся проводится в виде

мониторинга

результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе.
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ:
проверить и сравнить уровень знаний, умений и навыков, учащихся на начало учебного года,
на конец первого полугодия и конец учебного года: период обучения - текущий учебный год.
В течение учебного года проводятся: экспресс-опрос, тест-опрос, собеседование, текущая
успеваемость, наблюдение, творческие работы, итоговые выставки по окончанию тем, выставки
и конкурсы городского масштаба, конкурсы городского, районного, республиканского,
всероссийского и международного масштабов.
На основании достижений учащихся на определенный промежуток времени (полгода),
разрабатывается график оценки ребенка.
Итоги диагностики (составление графика) подводятся три раза в год на первый год обучения:
- на начало учебного года;
- конец первого полугодия (промежуточная диагностика);
- конец учебного года (итоговая диагностика).
Последующие годы обучения проводятся два раза в год; на конец первого полугодия и конец
учебного года.
Анализируя

полученные результаты по графику, можно отследить результативность

образовательной и рабочей программы, и на основании данного анализа, при необходимости
откорректировать тематический план (темы, кол-во часов).
Теоретическая часть. Групповой - опрос учащихся. Итоговые выставки. Подведение итогов на
конец учебного года.
Практическая часть. Анализ и обработка данных.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
экспресс-опрос, тест-опрос, собеседование, текущая успеваемость, наблюдение, творческие
работы, итоговые выставки по окончанию тем, выставки и конкурсы городского масштаба,
конкурсы городского, районного, республиканского, всероссийского и международного
масштабов.
Условия реализации программы.
Реализация программы проводится на базе общеобразовательных школ. Руководителями школ
подготовлена учебная площадка.

Методическое обеспечение программы:
конспекты занятий;
сценарии воспитательных мероприятий;
мастер-классы;
беседы;
рассказ;
образцы готовых изделий;
цветные иллюстрации;
аудиокассеты (звуки природы и т.д.);
медио;
интернет.
Литература для педагога.
1. А.С.Клюшина.

«Оригинальные

изделия

из

кожи

своими

руками.

Секреты

руками.

Секреты

изготовления» - М., 2010.2. О.Воронова. «Декорирование бутылок». М., ЭКСМО, 2013.3. Литература для учащихся.
4. А.С.Клюшина.

«Оригинальные

изделия

из

кожи

своими

изготовления» - М., 2010.5. О.Воронова. «Декорирование бутылок». М., ЭКСМО, 2013.6. Т.А.Кузьмина. «Декупаж»- М., ЗАО «Мир книги Ритейл, 2011.-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».