ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании
федерального закона от 29.12.2012г., №273 –РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки РФ ОТ 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
Происходящие в государстве и общественной жизнедеятельности процессы демократизации,
затронувшие сферу дополнительного образования детей и подростков, создают реальные
предпосылки для осуществления творческих устремлений педагогов, работающих с
художественными коллективами в преобразовании системы обучения и воспитания детей,
моделирование учебно-творческого процесса в соответствии с собственными замыслами, учетом
потребностей и интересов детей, их родителей.
Искусство, выражающее духовные традиции народа выступает для подрастающего поколения
как «защитный пояс», охраняющий ребенка от средств массовой информации, которые часто
распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и
технические травмы детям, стать источником формирования агрессивного поведения.
Актуальность Программы.
Эстетическое образование начинает играть всё большую роль в процессе перехода от
педагогики знаний, умений и навыков, к педагогике развития и воспитания на основе знаний,
умений и навыков.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному
комплексному воздействию на человека. Многолетний опыт и социальные исследования показали,
что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать
положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений
работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности
музыкального воспитания детей, о его значении для развития общих психических свойств
(мышления, внимания, воображения, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости,
душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования
всесторонне развитой, гуманной личности.
Вокальное пение занимает важное место в системе музыкального образования, так как
развивает музыкальные способности детей в коллективной форме. В процессе коллективных
занятиях наиболее полно проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий
в
преодолении трудностей. Вокальное пение активизирует слух, укрепляет память и развивает
творческие способности детей.
Учитывая все выше изложенные факты и значения музыки в воспитании и образовании детей, в
2005 году мною была разработана Авторская дополнительная образовательная программа (далее
Программа) художественно-эстетической направленности. В ходе реализации Программы, в
связи с появлением новых образовательных технологий, нового музыкального материала
Программа была редактирована в 2009 году и в 2014 году.
Новизна Программы заключается в том, что она адаптирована к условиям реализации в
общеобразовательной школе, что даёт возможность корректировки расписания занятий студии, с
учетом расписания уроков школы. Школа предоставляет помещения для занятий студии (кабинет
музыки, кабинет для индивидуальных занятий, актовый зал), наличие в школе технических
средств обучения помогает в реализации Программы; взаимосвязь руководителя студии и
учителей школы помогает в организации и контроле посещаемости учащимися занятий в студии.
Согласно опросу, учащиеся, их родители и учителя считают целесообразной работу вокальной
студии непосредственно в школе.
Данная Программа педагогически целесообразна, т.к. выбранные формы и методы работы с
учащимися полностью позволяют раскрыть им свои творческие способности. Содержание
программы выстроено таким образом, чтобы учащиеся умели ставить перед собой цели и задачи,
достигать их с большим интересом, преодолевать свои комплексы, зажатости. Программа
способствует формированию вокальных данных и нравственно-эстетических качеств, учит детей
патриотизму.
Цель Программы: Развитие и реализация творческого потенциала учащихся в области
музыкальной культуры и вокального пения.
Задачи Программы:
Образовательные:
− дать учащимся необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пения
для участия в творческой работе вокальной студии;
− дать необходимый объём знаний в использовании ИКТ для подбора и редактирования
музыкального материала;
− повышать уровень знаний детей в области музыкальной культуры;
Развивающие:
− развивать голос, музыкальный слух, память и чувство ритма;
− формировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования,
артикуляция и дыхание);
− развивать их музыкальные представления и художественный вкус;
− развивать умение работать в коллективе.
Воспитательные:
− воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
− воспитывать настойчивость и целеустремленность в преодолении трудностей,
ответственность за творческий результат.
Отличительные особенности Программы
Программа разработана в облегченном варианте музыкального образования детей. В ней
исключены следующие дисциплины:
− сольфеджио,
− нотная грамота,
− теория музыки,
− музыкальная литература.
Также в студии существует подготовительная группа №2, которая даёт возможность детям не
справляющимся с программой заниматься вокалом и Творческая лаборатория – которая даёт
возможность детям, прошедшим курс обучения продолжить развивать свои творческие
способности и заниматься вокалом дальше, но уже с наставнической помощью педагога.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы - 7 – 14 лет.
Условия приема детей в вокальную студию «Радуга».
В студию принимаются дети, обладающие музыкальными данными, даже незначительными.
Главным условием приема ребенка в студию является его желание заниматься вокалом. Так же
учитывается согласие родителей ребенка на его обучение в вокальной студии.
Сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Срок
реализации программы - 7 лет.
Учащиеся распределены по группам в соответствии году обучения:
1. Подготовительная группа – 1 год обучения.
2. Подготовительная группа №2 – коррекционная.
3. Младшая группа – 2 - 3 год обучения.
4. Средняя группа - 4 – 5 год обучения.
5. Старшая группа - 6 - 7 год обучения.
6. Творческая лаборатория – учащиеся, прошедшие полный курс обучения по программе, по
желанию продолжают творческую деятельность в вокальных шоу группах. Используя
приобретенные знания, умения и навыки, самостоятельно подбирают репертуар, составляют
концертные программы для выступлений.
Формы занятий.
Для реализации программы используются различные формы занятий:
− индивидуальные: сольное пение, корректировка знаний и умений учащихся.
− групповые: изучение программного материала, ансамблевое пение, освоение темы, ритмика
и сценическая культура.
− сводные: подготовка концертного хорового репертуара.
Занятия по прохождению программного материала делятся на две части:
1 часть: развитие вокальной техники;
2 часть: ознакомление и разучивание музыкальных произведений.
Режим занятий.
Подготовительная группа – 1 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного
часа - 45 минут, предусмотрен 10-минутный перерыв).
Младшая группа – 2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа - 45
минут, предусмотрен 10-минутный перерыв).
Младшая группа – 3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа - 45
минут, предусмотрен 10-минутный перерыв).
Средняя группа – 4 год обучения: 3 раза в неделю 2 часа (продолжительность одного часа - 45
минут, предусмотрен 10-минутный перерыв);
Средняя группа – 5 год обучения: 3 раза в неделю 2 часа (продолжительность одного часа - 45
минут, предусмотрен 10-минутный перерыв);
Средняя группа – 6 год обучения: 3 раза в неделю 2 часа (продолжительность одного часа - 45
минут, предусмотрен 10-минутный перерыв);
Старшая группа – 7 год обучения: 3 раза в неделю 2 часа (продолжительность одного часа - 45
минут, предусмотрен 10-минутный перерыв).
В каждой группе программой предусмотрены дополнительные, индивидуальные и сводные
занятия.
Подготовительная группа №2: группа делится на подгруппы в соответствии с уровнем вокальных
данных, знаний, умений и способностей к творческой деятельности. Так же к этой группе
присоединяются дети основной средней группы, слабо усваивающие программный материал. На
основе этих данных подбирается программный материал для каждой подгруппы.
Занятия
проходят 2 раза в неделю по 1 часу (продолжительность 1 часа – 45 минут).
Сводные занятия, это совместные репетиции концертных номеров разных групп, в программу
не включены.
При реализации учебно – тематического плана программы возможен выбор и
изменение музыкального материала в темах народная, классическая и эстрадная песня. Это
зависит от расширения репертуара студии за счет поступления новых песен.
Реализуемые предметы программы:
Хоровое, ансамблевое и сольное пение, ИКТ.
Принципы организации творческой деятельности вокальной студии «Радуга» в реализации
программы:
1. добровольность включения в художественную деятельность;
2. вера в возможности и перспективы развития личности ученика;
3. учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых
интересов;
4. обеспечение комплекса педагогической помощи формирующейся личности в её творческом
становлении;
5. коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной художественной информации, в том
числе и из средств массовой информации;
6. выбор специальных средств и способов индивидуальной работы с детьми;
7. определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
8. выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов, детей и родителей;
9. определение перспективной деятельности, являющейся значимой для членов коллектива;
10. развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей;
11. формирование позитивного отношения к творчеству.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная
способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии студии.
На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и
воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности,
трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы социальная адаптация учащихся,
принятие идей патриотизма и гуманистических ценностей, декларируемых пафосом репертуара
студии.
Формы подведения итогов реализации программы определяются сценической деятельностью
вокальной студии на фестивалях, конкурсах и концертах. Программа определяет приоритеты
развития художественно-эстетической направленности и значимость творческой деятельности
детей.
Формы подведения итогов реализации Программы
Участие учащихся студии в концертах, конкурсах и мероприятиях различных уровней.
Также показательной формой подведения итогов является диагностика ЗУН.
Учебно-тематический план.
1 год обучения – подготовительная группа
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория Практика
13
4
9
1.1. Голосовой аппарат
1
1
-
1.2. Распевки
5
1
4
1.3. Дыхание
4
1
3
1.4. Дикция
3
1
2
Примечание
1-е полугодие
1.
Развитие вокально –хоровых навыков
2.
Ритмика, сценическая культура
11
1
10
3.
Народная песня
13
3
10
4.
Классика
13
3
10
5.
Эстрадная песня
12
2
10
6.
Концертная деятельность
7
2
5
7.
Контрольные занятия
3
-
3
72
15
57
13
-
13
1.1. Распевки
6
-
6
1.2. Дыхание
3
-
3
1.3. Дикция
4
-
4
Итого за полугодие:
2–е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых навыков
2.
Ритмика, сценическая культура
12
1
11
3.
Народная песня
12
1
11
4.
Классика
12
1
11
5.
Эстрадная песня
12
1
11
Беседа, видео.
Беседа, видео.
Прослушивание
6.
Концертная деятельность
8
-
8
7.
Контрольные занятия
3
-
3
Итого за полугодие:
72
4
68
Итого за год:
144
19
125
Сводные репетиции
Прослушивание,
диагностика
Содержание Программы
(1 год обучения- подготовительная группа)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Голосовой аппарат.
Теория:
− беседа о строении голосового аппарата, о его предназначении;
− показ иллюстрации строения голосового аппарата;
− беседа о вредных факторах, вредно влияющих на голосовой аппарат.
1.2. Распевки.
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок (подготовка певческого аппарата к работе (дыхание,
артикуляция, слуховой контроль) психологическая подготовка исполнителя к пению);
− певческая установка - под термином «певческая установка» понимается комплекс
обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи
и держа голову прямо;
− разучивание и исполнение упражнений на legato (плавное, связное пение) и staccato
(отрывисто, остро);
− упражнения на расширение певческого диапазона (диапазон – интервал от низкого до
высокого звука);
− упражнения на развитие мелодического слуха.
1.3. Дыхание.
Теория:
− беседа о значении правильного певческого дыхания для вокалиста;
− показ иллюстрации строения дыхательного аппарата;
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.4. Дикция.
Теория:
− беседа о значении дикции (четкого произношения текста) в исполнении песни.
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль за артикуляцией).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движения;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Народная песня.
Теория:
− беседа о жанре народной песни;
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Во поле береза стояла»;
- «Как у наших у ворот»;
- «Теремок»;
- «Ладушки»;
- «Перепёлочка».
4. Классика.
Теория:
− беседа о жанре классической песни;
− слушание песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Тень – тень»;
- «Вечерняя песня»;
- «Осень»;
- «Майский день»;
5. Эстрадная песня.
Теория:
− беседа о жанре эстрадной песни;
− слушание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Здравствуй школа»;
- «Веселый лягушатник»;
- «Не обижайте муравья»;
- «Гусеница»;
- «Что такое дети»;
- «Самая любимая»;
- «Солнечные зайчики».
− исполнение песен в движении.
6. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
7. Контрольные занятия.
Практика: прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план.
2 год обучения –младшая группа
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория Практика
Примечание
1-е полугодие
1.
Развитие вокально –хоровых навыков
13
4
9
1.1.
Распевки
6
2
4
1.2.
Дыхание
4
1
3
1.3.
Дикция
3
1
2
2.
Ритмика, сценическая культура
11
1
10
3.
Народная песня
13
3
10
4.
Классика
13
3
10
5.
Эстрадная песня
12
2
10
6.
Концертная деятельность
7
2
5
7.
Контрольные занятия
3
-
3
72
15
57
Итого за полугодие:
Беседа, видео.
Прослушивание
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых навыков
13
-
13
1.1.
Распевки
6
-
6
1.2.
Дыхание
3
-
3
1.3.
Дикция
4
-
4
2.
Ритмика, сценическая культура
12
1
11
3.
Народная песня
12
1
11
4.
Классика
12
1
11
5.
Эстрадная песня
12
1
11
6.
Концертная деятельность
8
-
8
7.
Контрольные занятия
3
-
3
Итого за полугодие:
72
4
68
Итого за год:
144
19
125
Сводные репетиции
Прослушивание,
диагностика
Содержание Программы
(2 год обучения - младшая группа)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Распевки.
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок (подготовка певческого аппарата к работе (дыхание,
артикуляция, слуховой контроль) психологическая подготовка исполнителя к пению);
− певческая установка - под термином «певческая установка» понимается комплекс
обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и
держа голову прямо;
− разучивание и исполнение упражнений на legato (плавное, связное пение) и staccato
(отрывисто, остро);
− упражнения на расширение певческого диапазона (диапазон – интервал от низкого до
высокого звука);
− упражнения на развитие мелодического слуха.
1.2. Дыхание.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3. Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль за артикуляцией).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Народная песня.
Теория:
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Как пошли наши подружки»;
- «Уж и где это видано»;
- «В темном лесе» (одноголосный вариант);
- «Журавель».
4. Классика.
Теория:
− слушание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Тень – тень»;
- «Вечерняя песня»;
- «Осень»;
- «Майский день».
5. Эстрадная песня.
Теория:
− слушание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Радуга»;
- «Доброе утро»;
- «Смешной гиппопотам»;
- «Тик – так»;
- «Мама»;
- «Подарок маме»;
- «Что такое дети»;
- «Музыкальная мышка»;
- «Веселый лягушатник».
− исполнение песен в движении.
6. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку, концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
7. Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план.
3 год обучения –младшая группа
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Примечание
1-е полугодие
1.
Развитие вокально –хоровых навыков 15
6
9
1.1.
Распевки
5
2
3
1.2.
Дыхание
5
2
3
1.3.
Дикция
5
2
3
2.
Ритмика, сценическая культура
16
-
16
3.
Работа с микрофоном
9
1
8
4.
Народная песня
15
3
12
5.
Классика
15
3
12
6.
Эстрадная песня
15
3
12
7.
Концертная деятельность
8
2
6
8.
Контрольные занятия
4
2
2
97
20
77
17
-
17
Итого за полугодие:
Беседа, видео.
Прослушивание
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
1.2.
Распевки
6
-
6
1.3.
Дыхание
5,5
-
5,5
1.4.
Дикция
5,5
-
5,5
2.
Ритмика, сценическая культура
19
3
16
3.
Народная песня
23
6
17
4.
Классика
23
6
17
5.
Эстрадная песня
23
6
17
6.
Концертная деятельность
7
3
4
7.
Контрольные занятия
7
4
3
Итого за полугодие:
119
28
91
Итого за год:
216
48
168
Сводные
репетиции
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(3 год обучения- младшая группа)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Распевки.
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок (подготовка певческого аппарата к работе (дыхание,
артикуляция, слуховой контроль) психологическая подготовка исполнителя к пению);
− певческая установка - под термином «певческая установка» понимается комплекс
обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и
держа голову прямо;
− разучивание и исполнение упражнений на legato (плавное, связное пение) и staccato
(отрывисто, остро);
− упражнения на расширение певческого диапазона (диапазон – интервал от низкого до
высокого звука);
− упражнения на развитие мелодического слуха.
1.2. Дыхание.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3. Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот,
челюсти, верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль за артикуляцией).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Теория:
− беседа о назначении и использовании микрофона.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Трава-моя трава»;
- «Веснянка»;
- «В темном лесе»;
- «Соловушка»;
- «Птичка».
5. Классика.
Теория:
− слушание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Сурок»;
- «Домик у моря»;
- «Заплетися плетень»;
- «Майский день»;
- «Кукушка».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− слушание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Смешной гиппопотам»;
- «Тик-так»;
- «Цирк Шапито»;
- «Здравствуй лето»;
- «Мамина песенка»;
- «Учитель»;
- «Зелёные ботинки»;
- «Я сорву цветочек».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8. Контрольные занятия.
Практика: прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план.
4 год обучения – средняя группа
№
п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория Практика
15
3
12
7
1
6
Примечание
1-е полугодие
1.
Развитие вокально –хоровых навыков
Развитие гармонического слуха
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
4
1
3
1.3.
Дикция
4
1
3
2.
Ритмика, сценическая культура
17
-
17
3.
Работа с микрофоном
9
2
7
4.
Народная песня
15
2
13
5.
Классика
15
2
13
6.
Эстрадная песня
15
2
13
7.
Концертная деятельность
8
3
5
8.
Контрольные занятия
2
1
1
96
15
81
18
-
18
6
-
6
Итого за полугодие:
Актовый зал
Прослушивание
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых навыков
Развитие гармонического слуха.
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
6
-
6
1.3.
Дикция
6
-
6
2.
Ритмика, сценическая культура
20
4
16
3.
Народная песня
22
5
17
4.
Классика
22
5
17
5.
Эстрадная песня
22
6
16
6.
Концертная деятельность
8
2
6
Сводные
репетиции
7.
Контрольные занятия
8
3
5
Итого за полугодие:
120
25
95
Итого за год:
216
40
176
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(4 год обучения- средняя группа)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха (распевки в одноголосном и двухголосном вариантах).
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в одноголосном и двухголосном вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2. Дыхание.
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3. Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль за артикуляцией).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Теория:
− беседа о назначении и использовании микрофона.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Четыре ветра»;
- «Во поле береза стояла» (канон);
- Русские хороводные песни;
- «А мы просо сеяли»;
- «Колыбельные напевы»;
- «Частушки» (двухголосие).
5. Классика.
Теория:
− слушание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Заход солнца»;
- «Песня мира, песня дружбы»;
- «Колыбельная»;
- «Домик у моря»;
- «Кукушка».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− слушание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном варианте:
- «Смешной гиппопотам»;
- «Тик-так»;
- «Цирк Шапито»;
- «Здравствуй лето»;
- «Мамина песенка»;
- «Учитель»;
- «Зелёные ботинки»;
- «Я сорву цветочек».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8. Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план.
5 год обучения –средняя группа
№
п/п
Количество часов
Тема
Всего
Примечание
Теория
Практика
3
12
5
1
4
1-е полугодие
1.
Развитие вокально –хоровых навыков 15
Развитие гармонического слуха.
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
5
1
4
1.3.
Дикция
5
1
4
2.
Ритмика, сценическая культура
17
1
16
3.
Работа с микрофоном
10
1
9
4.
Народная песня
12
3
9
5.
Классика
14
3
11
6.
Эстрадная песня
17
3
14
7.
Концертная деятельность
10
3
7
8.
Контрольные занятия
6
1
5
101
18
83
15
-
15
5
-
5
Итого за полугодие:
Актовый зал
Прослушивание
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
Развитие гармонического слуха.
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
5
-
5
1.3.
Дикция
5
-
5
2.
Ритмика, сценическая культура
18
3
15
3.
Народная песня
22
2
20
4.
Классика
22
4
18
5.
Эстрадная песня
22
2
20
6.
Концертная деятельность
10
4
6
Сводные репетиции
7.
Контрольные занятия
6
2
4
Итого за полугодие:
115
17
98
Итого за год:
216
35
181
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(5 год обучения- средняя группа)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха (распевки в одноголосном и двухголосном вариантах).
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в одноголосном и двухголосном вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2. Дыхание.
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3. Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль за артикуляцией).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном варианте:
- «Птичка»;
- «Шкатулочка»;
- «Трава, моя трава»;
- «В темном лесе».
5. Классика.
Теория:
− слушание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в одноголосном и двухголосном вариантах:
- «Однозвучно звенит колокольчик»;
- «Метель»;
- «Майский день»;
- «Кукушка»;
- «Осень».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− слушание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном варианте:
- «Здравствуй счастье»;
- «Учитель»;
- «Ох уж эта школа»;
- «Мама»;
- «Казаки в Берлине»;
- «Тополя»;
- «У меня день рождения»;
- «Российский Дед Мороз».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8.Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план.
6 год обучения –старшая группа
№
п/п
Количество часов
Тема
Всего
Теория
Практика
15
3
12
5
-
5
Примечание
1-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых навыков
Развитие гармонического слуха.
1.1.
(распевки в одноголосном,
двухголосном и трехголосном
вариантах)
1.2.
Бэк вокал (подпевка)
10
3
7
2.
Ритмика, сценическая культура
17
1
16
3.
Работа с микрофоном
10
1
9
4.
Народная песня
12
3
9
5.
Классика
14
3
11
6.
Эстрадная песня
17
3
14
7.
Концертная деятельность
10
3
7
8.
Контрольные занятия
6
1
5
101
18
83
15
-
15
5
-
5
Итого за полугодие:
Актовый зал
Прослушивание
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых навыков
Развитие гармонического слуха.
1.2.
(распевки в одноголосном,
двухголосном и трехголосном
вариантах)
1.3.
Бэк вокал (подпевка)
10
-
10
2.
Ритмика, сценическая культура
18
3
15
3.
Народная песня
22
2
20
4.
Классика
22
4
18
5.
Эстрадная песня
22
2
20
6.
Концертная деятельность
10
4
6
7.
Контрольные занятия
6
2
4
Сводные
репетиции
Прослушивание,
диагностика
Итого за полугодие:
115
17
98
Итого за год:
216
35
181
Содержание образовательной программы
(6 год обучения - средняя группа)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха (распевки в одноголосном, двухголосном и трехголосном
вариантах).
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в одноголосном, двухголосном и трехголосном
вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2. Бэк вокал.
Теория:
− беседа об предназначении бэк вокала (подпевки);
Практика:
− разучивание и исполнение бэк вокала (подпевка к сольной песне в двухголосном и
трехголосном вариантах).
2. Ритмика, сценическая культура.
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− прослушивание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном и трехголосном вариантах:
- «Трава- моя трава»;
- «В темном лесе»;
- «Птичка».
5. Классика.
Теория:
− прослушивание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в одноголосном, двухголосном и трехголосном вариантах:
- «Сурок»;
- «Домик у моря»;
- «Заплетися плетень»;
- «Майский день»;
- «Кукушка».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− прослушивание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном и трехголосном вариантах:
- «Радуга»;
- «Праздник»;
- «Жаворонок»;
- «Мы дети солнца» (2 голоса);
- «Обелиск» (2 голоса);
- «Мир похож на цветной луг»;
- «Мой Байкал».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8.Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план
7 год обучения –старшая группа
Количество часов
№
Тема
п/п
Всего Теория
Практика
15
3
12
6
1
5
9
2
7
Примечание
1-е полугодие
1.
1.1.
Развитие вокально –хоровых навыков
Развитие гармонического слуха. (распевки в
многоголосных вариантах)
1.2. Бэк вокал (подпевка)
2.
Ритмика, сценическая культура
36
2
34
3.
Работа с микрофоном
10
1
9
4.
Народная песня
12
1
11
5.
Классика
12
1
11
6.
Эстрадная песня
11
1
10
7.
Концертная деятельность
5
1,5
3,5
8.
Контрольные занятия
4
1,5
2,5
105
12
93
15
-
15
5
-
5
10
-
10
Итого за полугодие:
Актовый зал
Прослушивание
2-е полугодие
1.
1.1.
Развитие вокально – хоровых навыков
Развитие гармонического слуха (распевки в
многоголосных вариантах)
1.2. Бэк вокал (подпевка)
2.
Ритмика, сценическая культура
36
-
36
3.
Народная песня
15
3
12
4.
Классика
15
3
12
5.
Эстрадная песня
16
3
13
8
2
6
6
2
4
Итого за полугодие:
111
13
98
Итого за год:
216
25
191
6.
7.
Концертная деятельность
Контрольные занятия
Сводные
репетиции
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
7 год обучения- средняя группа
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха. (распевки в многоголосных вариантах).
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в многоголосных вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2.Бэк вокал.
Теория:
− беседа об предназначении бэк вокала (подпевки).
Практика:
− разучивание и исполнение бэк вокала (подпевка к сольной песне в двухголосном и
трехголосном вариантах).
2. Ритмика, сценическая культура.
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− прослушивание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен в многоголосных вариантах:
- «Не летай соловей»;
- «Пойду ли, выйду я» (канон);
- «Вей ветерок» (3 голоса);
- «Шкатулочка» (4 голоса).
5. Классика.
Теория:
− прослушивание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в многоголосных вариантах:
- «АВЕ МАРИЯ» (4 голоса);
- «Метель» (3 голоса);
- «Колыбельная»;
- «Рассвет»;
- «Весенняя песня».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− прослушивание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в многоголосных вариантах:
- «Мама» (4 голоса);
- «Русское поле» (4 голоса);
- «Радуга» (3 голоса);
- «Мой Байкал» (3 голоса);
- «Быть человеком» (3 голоса);
- «Тайна» (5 голосов);
- «Правду в глаза» (4 голоса);
- «Снегири» (4 голоса);
- «Маки» (4 голоса).
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8.Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план
1 год обучения – подготовительная группа №2
№ п/п
Тема
Количество часов
Примечание
Всего
Теория
Практика
10
3
7
1-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
1.1.
Распевки
3
1
2
1.2.
Дыхание
3
1
2
Беседа, видео
1.3.
Дикция
4
1
3
Актовый зал
2.
Ритмика, сценическая культура
10
0,5
9,5
3.
Народная песня
4
0,5
3,5
4.
Классика
4
0,5
3,5
5.
Эстрадная песня
4
0,5
3,5
6.
Концертная деятельность
2
0,5
1,5
7.
Контрольные занятия
2
0,5
1,5
36
6
30
10
3
7
Итого за полугодие:
Прослушивание
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
1.1.
Распевки
3
1
2
1.2.
Дыхание
3
1
2
1.3.
Дикция
4
1
3
2.
Ритмика, сценическая культура
10
-
10
3.
Народная песня
4
-
4
4.
Классика
4
-
4
5.
Эстрадная песня
4
-
4
6.
Концертная деятельность
2
-
2
7.
Контрольные занятия
2
-
2
Итого за полугодие:
36
3
33
Итого за год:
72
9
63
Сводные
репетиции
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(1 год обучения - подготовительная группа №2)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Распевки.
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок (подготовка певческого аппарата к работе (дыхание,
артикуляция, слуховой контроль) психологическая подготовка исполнителя к пению);
− певческая установка - под термином «певческая установка» понимается комплекс
обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и
держа голову прямо;
− разучивание и исполнение упражнений на legato (плавное, связное пение) и staccato
(отрывисто, остро);
− упражнения на расширение певческого диапазона (диапазон – интервал от низкого до
высокого звука);
− упражнения на развитие мелодического слуха.
1.2. Дыхание.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3. Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль артикуляции).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Народная песня.
Теория:
− прослушивание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Как пошли наши подружки»;
- «Уж и где это видано»;
- «В темном лесе» (одноголосный вариант);
- «Журавель».
4. Классика.
Теория:
− прослушивание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Тень – тень»;
- «Вечерняя песня»;
- «Осень»;
- «Майский день».
5.Эстрадная песня.
Теория:
− прослушивание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Радуга»;
- «Доброе утро»;
- «Смешной гиппопотам»;
- «Тик – так»;
- «Мама»;
- «Подарок маме»;
- «Что такое дети»;
- «Музыкальная мышка»;
- «Веселый лягушатник».
− исполнение песен в движении.
6. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
7. Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план
2 год обучения – подготовительная группа №2
№
п/п
Количество часов
Тема
Примечание
Всего Теория Практика
1-е полугодие
1.
Развитие вокально-хоровых навыков
8
1
7
4
1
3
Развитие гармонического слуха
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
2
-
2
1.3.
Дикция
2
-
2
2.
Ритмика, сценическая культура
8
-
8
3.
Работа с микрофоном
2
-
2
4.
Народная песня
4
1
3
5.
Классика
4
1
3
6.
Эстрадная песня
4
1
3
7.
Концертная деятельность
4
1
3
8.
Контрольные занятия
2
1
1
36
6
30
10
-
10
4
-
4
Итого за полугодие:
Актовый зал
Прослушивание;
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
Развитие гармонического слуха
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
3
-
3
1.3.
Дикция
3
-
3
2.
Ритмика, сценическая культура
10
1
4
3.
Народная песня
4
1
3
4.
Классика
4
1
3
5.
Эстрадная песня
4
1
5
6.
Концертная деятельность
2
-
3
Сводные
репетиции
7.
Контрольные занятия
2
1
3
Итого за полугодие:
36
5
31
Итого за год:
72
11
61
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(2 год обучения - подготовительная группа №2)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха. (распевки в одноголосном и двухголосном вариантах).
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в одноголосном и двухголосном вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2.Дыхание.
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3.Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль артикуляции).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Теория:
− беседа о назначении и использовании микрофона;
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Четыре ветра»;
- «Во поле береза стояла» (канон);
- Русские хороводные песни;
- «А мы просо сеяли»;
- «Колыбельные напевы»;
- «Частушки» (двухголосие).
5. Классика.
Теория:
− прослушивание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен:
- «Заход солнца»;
- «Песня мира, песня дружбы»;
- «Колыбельная»;
- «Домик у моря»;
- «Кукушка».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− прослушивание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном варианте:
- «Смешной гиппопотам»;
- «Тик-так»;
- «Цирк Шапито»;
- «Здравствуй лето»;
- «Мамина песенка»;
- «Учитель»;
- «Зелёные ботинки»;
- «Я сорву цветочек».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8. Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план
3 год обучения – подготовительная группа № 2
№
п/п
Количество часов
Тема
Примечание
Всего
Теория
Практика
3,5
1
2,5
1,5
-
1,5
1-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
Развитие гармонического слуха
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
1
0,5
0,5
1.3.
Дикция
1
0,5
0,5
2.
Ритмика, сценическая культура
3,5
-
3,5
3.
Работа с микрофоном
4
-
4
4.
Народная песня
5
-
5
5.
Классика
5
-
5
6.
Эстрадная песня
5
-
5
7.
Концертная деятельность
2
1
1
8.
Контрольные занятия
2
1
1
30
3
27
7
-
7
2
-
2
Итого за полугодие:
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
Развитие гармонического слуха.
1.1.
(распевки в одноголосном и
двухголосном вариантах)
1.2.
Дыхание
2,5
-
2,5
1.3.
Дикция
2,5
-
2,5
2.
Ритмика, сценическая культура
9
1
8
3.
Народная песня
6
-
6
4.
Классика
6
-
6
5.
Эстрадная песня
6
-
6
Актовый зал
Прослушивание
6.
Концертная деятельность
4
1
3
7.
Контрольные занятия
4
1
3
Итого за полугодие:
42
3
39
Итого за год:
72
6
66
Сводные
репетиции
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(3 год обучения - подготовительная группа №2)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха. (распевки в одноголосном и двухголосном вариантах.
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в одноголосном и двухголосном вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2. Дыхание.
Практика:
− разучивание и выполнение упражнений на дыхание.
1.3. Дикция.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− упражнения на постановку рабочего положения артикуляционного аппарата (рот, челюсти,
верхнее и нижнее нёбо);
− разучивание речевых упражнений, скороговорок;
− воспроизведение текста без звука (следить за правильной артикуляцией);
− исполнение песни перед зеркалом (контроль артикуляции).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− слушание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном варианте:
- «Птичка»;
- «Шкатулочка»;
- «Трава, моя трава»;
- «В темном лесе».
5. Классика.
Теория:
− прослушивание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в одноголосном и двухголосном вариантах:
- «Однозвучно звенит колокольчик»;
- «Метель»;
- «Майский день»;
- «Кукушка»;
- «Осень».
6. Эстрадная песня.
Теория:
− прослушивание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном варианте:
- «Здравствуй счастье»;
- «Учитель»;
- «Ох уж эта школа»;
- «Мама»;
- «Казаки в Берлине»;
- «Тополя»;
- «У меня день рождения»;
- «Российский Дед Мороз».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8. Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Учебно-тематический план
4 год обучения – подготовительная группа № 2
№
Количество часов
п/п Тема
Всего Теория
Практика
5
-
5
2,5
-
2,5
2,5
-
2,5
Примечание
1-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
Развитие гармонического слуха
1.1.
(распевки в одноголосном,
двухголосном и трехголосном
вариантах)
1.2. Бэк вокал (подпевка)
2.
Ритмика, сценическая культура
10
1
9
3.
Работа с микрофоном
10
1
9
4.
Народная песня
2
-
2
5.
Классика
2
-
2
6.
Эстрадная песня
2
-
2
7.
Концертная деятельность
3
1
2
8.
Контрольные занятия
2
1
1
36
4
32
5
1
4
2,5
0,5
2
2,5
0,5
2
Итого за полугодие:
Актовый зал
Прослушивание;
2-е полугодие
1.
Развитие вокально – хоровых
навыков
Развитие гармонического слуха
1.2.
(распевки в одноголосном,
двухголосном и трехголосном
вариантах)
1.3. Бэк вокал (подпевка)
2.
Ритмика, сценическая культура
11
1
10
3.
Народная песня
5
-
5
4.
Классика
5
-
5
5.
Эстрадная песня
5
-
5
6.
Концертная деятельность
4
-
4
Сводные
репетиции
7.
Контрольные занятия
1
1
-
Итого за полугодие:
36
3
33
Итого за год:
72
7
65
Прослушивание,
диагностика
Содержание образовательной программы
(4 год обучения - подготовительная группа №2)
1. Развитие вокально – хоровых навыков.
1.1. Развитие гармонического слуха (распевки в одноголосном, двухголосном и трехголосном
вариантах).
Теория:
− педагог представляет учащимся музыкальный материал, исполняя его, и объясняет приёмы
исполнения данного музыкального материала.
Практика:
− разучивание и исполнение распевок в одноголосном, двухголосном и трехголосном
вариантах;
− упражнения на развитие мелодического и гармонического слуха.
1.2. Бэк вокал.
Теория:
− Беседа о предназначении бэк вокала (подпевки);
Практика:
− разучивание и исполнение бэк вокала (подпевка к сольной песне в двухголосном и
трехголосном вариантах).
2. Ритмика, сценическая культура.
Теория:
− Объяснение по теме, теоретические знания
Практика:
− разучивание и исполнение ритмических упражнений в различных темпах;
− исполнение песен в движении;
− работа над эмоциональным исполнением музыкального материала, соответствующего
характеру данного произведения;
− изучение и применение правил поведения на сцене (движение по сцене).
3. Работа с микрофоном.
Практика:
− исполнение песни с использованием микрофона.
4. Народная песня.
Теория:
− прослушивание народных песен (фонограммы).
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном и трехголосном вариантах:
- «Трава - моя трава»;
- «В темном лесе»;
- «Птичка».
5. Классика.
Теория:
− прослушивание классических песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в одноголосном, двухголосном и трехголосном вариантах:
- «Сурок»;
- «Домик у моря»;
- «Заплетися плетень»;
- «Майский день»;
- «Кукушка».
6.Эстрадная песня.
Теория:
− прослушивание эстрадных песен.
Практика:
− разучивание и исполнение песен в двухголосном и трехголосном вариантах:
- «Радуга»;
- «Праздник»;
- «Жаворонок»;
- «Мы дети солнца» (2 голоса);
- «Обелиск» (2 голоса);
- «Мир похож на цветной луг»;
- «Мой Байкал».
7. Концертная деятельность.
Практика:
− подготовка к уроку – концерту;
− составление программ концертов;
− урок – концерт (учащиеся показывают свои знания, умения и навыки).
8. Контрольные занятия.
− прослушивание, диагностика ЗУН учащихся.
Условия реализации программы:
Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии следующих
факторов:
Методический:
− наличие специальной литературы по направлению деятельности;
− наличие видеоматериалов;
− наличие дидактического материала
Кадровый:
− наличие педагога (руководителя студии);
− наличие концертмейстера.
Материально-технический:
− необходимо наличие:
− кабинет для занятий;
− зал для проведения репетиций и концертов;
− аудио- теле- видеоаппаратура;
− компьютер, мультимедиа оборудование;
− музыкальные инструменты;
− студия звукозаписи. (для записи фонограмм).
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы вокальной
студии «Радуга»
Материальное:
− музыкальный класс;
− танцевальный зал;
− студия звукозаписи;
− звуковая аппаратура;
− микрофон;
− синтезатор;
− компьютер;
− мультимедиа;
− део-аппаратура;
Методическое:
− Видео уроки зарубежных вокалистов
− Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой (DVD фильм)
− Сборники песен «Музыка в школе» (составитель Д.Б. Кабалевский)
− Таблицы, иллюстративные материалы (из методического пособия «Сольное пение Н.Б.
Гонтаренко)
− Фонотека песен детской эстрады (CD-диски, радио, телевидение, интернет)
− Фонохрестоматия к программе «Музыка в школе»
Кадровое:
− руководитель студии;
− концертмейстер;
− аранжировщик;
− звукооператор.
Список литературы используемой для написания Программы
1. «Воспитание музыкой» (составители Т.Е. Вендрова, Н.В. Пигарева)
2. «Учите детей петь» - песни и упражнения для развития голоса у детей (составители Т.М.
Орлова, С.Н. Бекина);
3. Голосовые упражнения для детей младшего школьного возраста (Г.Гатаулина);
4.
О.А.Опраксина «Из теории музыкального воспитания»
5. Роль искусства в развитии способностей школьников (НИИ художественного воспитания
АПН СССР. Под редакцией Е.К. Чухман);
6. Сольное пение: секреты вокального мастерства (Гонтаренко Н.Б).
7. Сольное пение: секреты вокального мастерства (Гонтаренко Н.Б.);
8. Стандартные упражнения для развития вокальной техники (Е.Ю.Белобородова);
9. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе (Э. Б.Абдулин);
10. Хрестоматия по методике музыкального воспитания(О.А.Апраксина)
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск 2 005 г.
12. Школьный хор (Г.Струве);
13. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методическое пособие. Вологда, 2006г.
Интернет ресурсы:
1. Артикуляционная
гимнастика.
База
знаний
Allbest
2006г.
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3ac68a5c43b89421306c27_0.html
2. Распевки
и
упражнения
для
вокала.
База
знаний
Allbest
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3ac68a5c43b89421306c27_0.html
2006г.
Принципы формирования репертуара.
Для формирования репертуара вокальной студии «Радуга» используются:
− сборники песен для детей и юношества;
− видеозаписи телевизионных конкурсов, фестивалей, концертов;
− песни на стихи учащихся вокальной студии «Радуга».
При формировании репертуара учитываются:
− возрастные особенности и способности детей;
− идейность и содержательность;
− художественность и эстетичность;
− разнообразность по жанрам;
− интересы детей к современной эстрадной песни.
Репертуар формируется в расчете на исполнение в разных составах: сводный хор, вокальная
группа, квартет, трио, дуэт, соло.
Учитывая
данные
принципы,
творческим
коллективом
вокальной
студии
«Радуга»
сформирован следующий репертуар:
1. «Радуга» - гимн студии слова и музыка В. Иванова (руководитель студии)
2. «Вместе мы компания» - песня девиз студии
Песни на стихи и музыку руководителя студии В. Иванова.
1. «Скажи Россия»
2. «Память» (песня к дню Победы)
3. «Звонкий день»
4. 6. «Росинка – детства островок» (к юбилею детского сада «Росинка»)
5. «Прощание со школой» (к празднику «Последний звонок»)
6. «Ручеек»
Песни на стихи учащихся студии «Радуга», музыку местного композитора Т.А. Хатиашвили:
1. «Тополя» сл. В. Шухаревой;
2. «У причала» сл. В. Шухаревой;
3.
«Благодарю» сл. В. Шухаревой;
4.
«Все с нуля» сл. В. Шухаревой;
5.
«Ангел хранитель» сл. Л. Сазоновой;
6.
«Приход весны» сл. А. Хлыстовой;
7.
«Тайна» сл. В. Шухаревой;
8.
«Новогодняя песня» сл. Л. Сазоновой;
Песни на музыку Т.А.Хатиашвили:
1. «Жаворонок» сл. Н. Кукольника;
2.
«Родина» сл. Т.А.Хатиашвили;
3.
«Северный Байкал» сл. Т.А.Хатиашвили;
4.
«Правда» сл. Т.А.Хатиашвили;
5.
«Земля людей» сл. Дементьева;
6.
«Прощальная песня» сл. Т.А.Хатиашвили;
7.
«Куда весна пропала» сл. А. Барто;
8.
«Мир похож на цветной луг» *;
9.
«Мечта России» *;
10. «Как прекрасен этот мир» Д.Тухманов;
11. «Метель» Г.Свиридов;
12. Солнечные зайчики» В.Чебаков;
13. «Шкатулочка» (русская народная песня);
14. «Мама» Ю.Бойко;
15. «Не обижайте муравья» муз. Л. Абеляна;
16. «Однозвучно звенит колокольчик» (русская народная песня);
17. «Птичка» (грузинская народная песня);
18. «Дети солнца» *;
19. «Девочки из сказки» *; «Сила мечты» *;
20. «Мама» муз. Л.Абеляна;
21. «Ангел хранитель мой» муз. И. Крутого;
22. «Зеленые ботинки» муз. В.Чебакова;
23. «Обелиск» муз. А.Тевторадзе;
24. «Первоклашки – первоклассники» *;
25. «Паровоз- Букашка» муз. А.Ермолов;
26. «Почемучки» *;
27. «Петухи запели» *;
28. «Посиделки» *;
29. «Мама, мамочка» *;
30. «Птицы белые» *;
31. «Здравствуй счастье» *;
32. «Блюз для бабушки» *;
33. «Леди-джаз» *;
34. «Святая Русь» *;
35. «Посиделки» *;
36. «Летим за мечтой» *.
* - песни – авторы неизвестны, взяты из радиопрограмм, телепередач и интернета.